Будучи частью интегративной по
своей природе массовой культуры, рок-музыка унаследовала музыкальные и
культурные элементы различных традиций и стилей.
В процессе развития рок-музыка
продолжает оставаться областью внутреннего взаимодействия собственных
эстетически неоднозначных стилей и тех их тенденций, которые влияют на её
культурную практику. Так, например, существуют субкультурные сообщества любителей
metal rock. Металлисты -
это одна из самых больших «неформальных» субкультур. Металлисты и рокеры – это,
по сути, одна субкультура. Просто рокеры слушают менее «тяжелую» музыку, и в их
внешнем виде меньше металла и кожи.
Между представителями субкультуры
«металлистов», «готов», «эмо», «панков» и др. нередки сложные, и даже
неприязненные отношения. Но в остальном у всех выше
перечисленных одни корни, так что я посчитал возможным объединить эти
субкультуры. Однако даже несхожие стили рок-музыки обладают жанровой
культурной и языковой общностью.
Рок - музыка как
социокультурный феномен внес большую значимость в развитие
литературного искусства. Связь
литературного искусства и рок-мира зачастую зависит друг от друга. Многие рок
музыканты не только актёры и певцы, но и поэты, писатели, драматурги,
прозаики. Многие считают, что
рок-музыка, да и вообще всё ,что связано с ним, это антигуманное явление,
вторгшееся в «резиденцию добра». Но рок - философия раскрывает все проблемы
мира в своих песнях, тексты которых не
похожи друг на друга. Русский рок является необъемлемой частью не только
литературного и музыкального искусства, но и религии. Вот что сказал вокалист
группы «Алиса» Константин Евгеньевич Кинчев по этому поводу:«Рок сочетается с
религией также , как любая другая профессия. Профессия (тем более творческая) –
это форма, которую наполняет смыслом
сама личность. Соответственно, если говорить о рок-музыке, то нельзя
говорить о христианском роке или о роке антихристианском.Таких не существует.
Существуют люди, пытающееся строить свою
жизнь ради Бога или вопреки».
Вообще, рок-музыка до
определённого времени не носила никакого религиозного характера. Так, например,
первые металлисты были сатанистами, но рок прогрессирует, и в свет выходят
множество новых субкультур. Одна из самых новых это «With metal». Белые или светлые, как ещё их
называют, металлисты считаю, что вера и поиск Истины - это одна из главных черт характера белого
металлиста. Но не все понимаю идеологию белых металлеров. Да и вообще
существует масса противников рока. Некоторые просто не хотят видеть людей с
другими взглядами на жизнь. Другие видят
в рокерах и рок-культуре сильную угрозу для себя. «Гопники» – это заклятые
враги рокеров, множество рок - концертов не обходится без драки между рокерами
и «гопотой». «Гопники» не привыкли действовать в одиночку, они боятся, им проще
нападать толпой на одного. У них нет опредёлённых принципов и целей, они ведут
развратную жизнь в алкоголе и наркотиках, под действием которых они и совершают
нападения на «рокеров». Но «рокеры» могут отбить атаку «гопников», а что будет
с простыми людьми? Эти постоянные грабежи, насилия не прекратятся пока «гоп-движение»
существует. Когда-то
давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным
развлечением интеллигенции... и даже минутным увлечением «гопников».
Но последние резко отвергают рок, считая его «грязной музыкой», У многих
рок понимается как тяжела музыка с криками, рёвом, шумом, взрывами и т.д. Так
вот, я хочу заверить этих людей, которые так думают, что не вся музыка рока
тяжёлая. На свете существует достаточно песен спокойных, лёгких, но относящихся
к рок-культуре. Некоторые рокеры говорят, что рок это не только стиль одежды,
музыки и манеры поведения, и т. д. но и состояние души. Много рокеров страдает
и мучаются от пассивности мира сего,
некоторым тяжело потому, что общество их загоняет в угол, рокер
чувствует себя изгоем, некоторые из них затворяются дома и даже иногда начинает
забывать, что такое нормальное общение с
людьми. Многие рок – музыканты заканчивали свою жизнь на пике популярности,
именно из-за того что это состояние души -рок- не могло удержаться в мире
равнодушия. Так, например, в
пятницу 8 апреля 1994 года в 8 часов 45
минут утра по местному времени в полицейское управление Сиэтла позвонил человек
и заявил что в доме №171, принадлежавшем чете музыкантов Курту Кобэйну и Кортни
Лав, он обнаружил окровавленный труп мужчины. Прибывший через 2 минуты на,
место происшествия наряд блюстителей порядка действительно обнаружил
субъект-заявителя и тело погибшего. Не надо быть экспертом судебной медицины,
чтобы представить себе картину, открывшуюся взорам полицейских: мужчина
выстрелил себе прямо в рот из крупнокалиберной
винтовки «Ремингтон II-ой модели… После первоначального осмотра места происшествия была
зарегистрирована смерть потерпевшего в результате самоубийства. Через 45 минут
была произведена идентификация трупа по отпечаткам пальцев. К ужасу миллионов
поклонников, эксперты констатировали, что убитый именно лидер «Нирваны»… В
отрывке из предсмертной записки есть такие фразы «У меня всё хорошо, очень
хорошо, я благодарен, но с семи лет я стал ненавидеть всех людей. Только
потому, что им, кажется, так просто жить и чувствовать сострадание" Что
заставляет человека искать свободу в смерти? Почему жизнь становится
невыносимым мучением? Причин и поводов много, но если каждое самоубийство или
убийство это роковая песнь души, пропетая диаволу, то все они пронизаны и
объединены одним лейтмотивом, который проходит, как стон, через эту обреченную
толпу, фантасмагорию перекошенных болью лиц, мрачную симфонию человеческих душ,
через этот черный реквием отчаянья. Этот лейтмотив – потеря надежды. Самоубийца хочет уйти от противоречий от
страданий и душевной боли. Человек просто не может больше выдержать моральной
ответственности за свою жизнь перед Всевышним. Большая часть людей не живет в
этом мире, они выживают. Трудно выжить человеку слабому, здесь надо всё
добиваться самому, просто так не получится, а если и получится то рано или
поздно оно обернётся худшим. О нашем мире и людях, которые не выдерживают в нем
жизни, С.Маврин и М. Пушкина пишут строки наполненные правдой:
Грязный мир, равнодушный мир…
Он совсем другой
В
сказках или песня
Всем вокруг все ровно, кто мы
И какую боль носим в своё сердце
Ты ненавидишь эти двери и ступени,
Пыль на цветах бумажных,
И своё лицо
Небо станет ближе,
Небо будет течь по венам
Путь к покою подскажет
Твой химический сон.
Ты спешишь поскорей сгореть,
Смысла нет взрослеть,
Плодить себе подобных,
Тесно здесь, чтобы жить, а не тлеть,
Рыскать по земле в стаи злобной
Как видно, литература рока говорит о реальности. Ведь всё в
действительности так, как описано в тексте. Молодые рокеры, вслушиваясь и пытаясь понять
философию рока, со временем начинают иметь определённые черты и цели:
1)изолироваться от взрослых и
выделиться внешним видом;
2) обрести близость за пределами
семьи;
3) стремиться к
самостоятельности;
4)доброжелательно относиться к
представителям социальных низов;
5) стремиться к социальным
изменениям.
6) образ - элементы костюма,
причёска, бижутерия и т.п.
7) манера поведения - особенности
невербального компонента общения (экспрессия,
мимика, пантомима,
походка),
8) слэнг - специфический словарь
и его использование.
Рок как контркультура имеет разные стороны своего
искусства и разнообразнейшие неформальные
движения определённых ветвей. Например «готы», можно сказать, что отчасти «готы» в том виде, в котором
существуют сейчас, возникли благодаря «вампирской» эстетике. Наиболее активно «готическая» сцена развивается в Германии,
Америке и Англии. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые
готические стили , соответственно разделяется
и аудитория. Разделение происходит не только по
музыкальным пристрастиям, но и по "видам" - появляются различные типы
готов: androgynygoth, glittergoth, fairygoth, cybergoth, gypsygoth, hippigoth,
fetishgoth, punkgoth, westerngoth, tribalgoth, vampiregoth,b и т.д. Средний возрастной состав
– от 15 до 18 лет. Минимальный возраст – 14 лет. Реже встречаются лица 19-20
лет. Более взрослый состав обычно отсутствует. Движение
неагрессивно, разобщено, иерархия отсутствует. Для движения характерно
равноправие полов. Существенное численное превосходство девочек: примерно 2 – 3
мальчика на 10 девочек. Специфические признаки «готов», мало встречающиеся,
либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:
1. Ношение «египетского креста» - анкха.
2. Длинные волосы на голове, окрашенные в черный
(иссиня) цвет.
3. Черный лак на ногтях.
4.
Выбеливание лица белым гримом.
5. Крашенные в черный (редко в красный) цвет губы и
обведенные черным карандашом глаза.
6. Классический наряд «западной ведьмы».
7. Наряд «под вампира» (Дракулу) с длинным черным плащом
(чаще кожаным, с красной подкладкой).
8. Использование в одежде поголовно черного цвета
(встречается также у сатанистов, металлистов).
9. Обильный черный грим на лице. Черные, темно-синие тени под глазам. Дополнительные
рисунки на лице. Гримирование лица может осуществляться в виде перманентного
макияжа, который держится около 2 мес.
10. У мальчиков в 2005 году появилась мода на длинные
кожаные юбки с вырезами, при полном отсутствии каких-либо иных феминных
компонентов одежды и имиджа.
11. Прослушивание классической симфонической музыки (по
совокупности с другими признаками).
Металлисты напротив не носят не себе «вампирской»
эстетики как готы. Но металлисты тоже делятся на: «heavy metal» «with metal» «black metal» и т.д. Их внешней вид, вызывающий, агрессивный: черная одежда с
большим количеством металла, хотя одежда чистая, опрятная. Классические
металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или
«козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", некоторые серьги
в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических
символов. Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством
эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой,
как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто
моложе.
Некоторые металлисты исповедуют
культ сатаны, называют себя сатанистами, но это скорее редкость, другие «with metal» против сатанизма и верят в Бога. Современное поколение металлистов любит
свободную жизнь в свое удовольствие. Металлисты «with» и «black» и другие не схожи, в
большинстве случаев, с мнениями друг друга о вере, но общие интересы, цели,
черты характера не дают металл - движению расколоться на двое. Металлисты считают,
что ничем не обязаны другим людям. К металлистам примыкают группы подростков,
которым нравится рок-музыка, костюм неформала. Старшие и более опытные их
серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые,
металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, составляют собой более
спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты,
которые поверхностно разбираются в проблемах металлического рока, ведут себя с
окружающими очень вызывающе и агрессивно. В среде металлистов есть настоящие
знатоки и ценители тяжелого рока, они миролюбивы, но не всегда.
|