Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 03.12.2024, 20:06:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЛИТЕРАТУРА [306]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [89]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [128]
ХИМИЯ [109]
ФИЗИКА [137]
БИОЛОГИЯ [119]
АСТРОНОМИЯ [53]
ИСТОРИЯ [377]
ГЕОГРАФИЯ [121]
ЭКОНОМИКА [131]
МАТЕМАТИКА [75]
ИНФОРМАТИКА [7]
АРХИТЕКТУРА [57]
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО [45]
МУЗЫКА [76]
ЛОГИКА [0]
ПЕДАГОГИКА [56]
АВИАЦИЯ [14]
КУЛЬТУРА [144]
ГЕОЛОГИЯ [22]
МЕДИЦИНА [99]
РЕЛИГИЯ [52]
ФИЛОСОФИЯ [140]
ЭКОЛОГИЯ [45]
ПСИХОЛОГИЯ [84]
ЭТИКА [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [89]
ВОЕННОЕ ДЕЛО [72]

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БОРОДИНА
06.02.2011, 22:40:50

"Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина монументальным явлением русской музыки…, оригинальным, новым и поразительным…»

В. В. Стасов

Введение

    «Слово о полку Игореве» часто называют драгоценным памятником русской литературы, русской истории. Этим памятником мы дорожим и гордимся так же, как стенами Кремля, древними храмами, старинными фресками, росписями, сделанными руками народных умельцев. В 19 веке сюжет «Слова» привлек замечательного русского композитора и ученого А.П. Бородина, написавшего оперу «Князь Игорь». В опере, как и в летописи,  раскрывается тема нравственного подвига во имя интересов народа, показана духовная красота и стойкость русских людей. 

            Сегодня, в эпоху засилья шоу-бизнеса и агрессивного натиска безыдейных продуктов поп-музыки мне представляется чрезвычайно важным обратиться к теме патриотизма, величия духа, цельности чувств. Все это я нахожу в «Слове…» и опере Бородина. Для меня «Князь Игорь» - это повесть о самоотверженной любви к родине, о мужестве, пронесенном сквозь ошибки и поражения, о людях, умеющих подчинять личное чувству долга перед родиной.

            Я считаю, что это произведение и сейчас молодо и современно, а его идеи – актуальны. Вот почему мною избрана тема «Русская история в произведениях Бородина».

         Цель работы: Привлечь внимание к героическим страницам истории России, отраженным в музыке А.П. Бородина. 

         Задачи:

Кратко охарактеризовать творческий облик и музыкальное наследие композитора.

Рассказать об истории создания оперы «Князь Игорь».

Раскрыть народно-патриотический характер произведения на основе анализа музыкальных сцен.

 Бородин и его произведения

         Представитель передовой интеллигенции 1860-х гг., А.П. Бородин – личность уникальная, достойная восхищения и подражания. Настоящий ученый, влюбленный в науку, он был и теоретиком, и практиком-экспериментатором, и педагогом, несущим свет знания своим студентам. Более  40 научных трудов сделали его известным в Европе.  Бородин был выдающимся общественным деятелем,  активным участником прогрессивных реформ, одним из организаторов и педагогов  Женских врачебных курсов. Поразительно, что ему на все хватало времени. При этом он входил в творческое сообщество «Могучая кучка» и писал музыку – и какую!

            Музыкальное наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве композитора отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.  Вторую симфонию Бородина Мусоргский называл «героической славянской», а В.В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы, - «богатырской». Это название и закрепилось за произведением. Сам композитор рассказывал, что в медленной части он хотел нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Все эти картины объединяются общей патриотической идеей – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа.

            Если в «Богатырской» симфонии перед слушателем предстает былинная история, то в своем главном сочинении -  опере «Князь Игорь» – композитор обращается к подлинным событиям XII века.

           

            «Князь Игорь»

            В апреле 1869 года В.В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). Средневековая летопись повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославовича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный летописец страстно призывал русских князей к единению.

            По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. «Мыслящий в масштабе веков и народов», Бородин сумел подняться до широких обобщений и создать не просто историческое полотно, но грандиозную народно-героическую эпопею. Мысль о единстве Русской земли, патриотическое движение целого народа — вот её главная идея. Со всей правдивостью учёного и художника Бородин рисует образ русского народа, отображая в музыке его решительность, силу и высокую нравственную красоту. И когда эта сила встречается с враждебным ей началом, она не теряет своей красоты и мощи, и в этом величавом равновесии проявляется всё её могущество. Но и противостоящий русскому мир половцев Бородин показывает во всей его блистательной красоте и неотразимой пленительности.

         Композиторы "Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил подход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), былины и эпические песни.

         В либретто оперы "Князь Игорь” значительная роль принадлежит половцам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правдивости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н. Майнова Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследователю и путешественнику П. Хунфальви, расспрашивает о половцах и, особенно, об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных песен, в том числе и половецких. Музыка, которую он сочинял, выходила прекрасной и могучей. Ария Кончака, «Половецкие пляски» и другие восточные эпизоды – характеристика народа дикого, необузданного, но по-своему красивого и самобытного. Сильное впечатление производят «Половецкие пляски» - грандиозная танцевально-хоровая сцена, в которой сплетаются и пленительная тема девушек-невольниц, и темпераментная лезгинка, и общая пляска, полная стихийной силы. Вся сцена основана на музыке народов Востока.

 

          Образ русского народа в опере

         И все же, «Князь Игорь» - опера в первую очередь о русских людях. Это народно-эпическая опера. Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.  Музыка Бородина подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора.

         Могучий образ русского народа, который идет на битву с врагами под предводительством бесстрашного князя, предстает перед слушателями уже в прологе.

Хор «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Мелодия движется по ступеням пентатоники (пятиступенного лада без полутонов, характерного для русского музыкального фольклора).

Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!

Князю Игорю слава, слава. Слава у нас на Руси!

Ария Игоря из II действия – развернутый портрет героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и любящий супруг. Взволнованно, патетически приподнято звучит основная тема арии:

О, дайте, дайте мне свободу!

Я свой позор сумею искупить.

Спасу я честь свою и славу,

Я Русь от недруга спасу!

 Эта героическая тема сменяется нежной, теплой лирической мелодией (мысленное обращение к Ярославне). Вся эта тема соткана из русских народно-песенных интонаций:

Ты одна, голубка лада,

Ты одна винить не станешь,

Сердцем чутким всё поймёшь ты,

Всё ты мне простишь.

В терему своём высоком

В даль глаза ты проглядела,

Друга ждёшь ты дни и ночи,

Горько слёзы льёшь!

 

 

         Народно-песенные интонации, но уже иного склада – интонации плача, причета, - мы слышим в арии Ярославны из IY действия («Плач Ярославны»). Слова Плача целиком взяты Бородиным из «Слова о полку Игореве». Подлинно народны его поэтические образы: обращение к ветру, солнцу, реке, как к живым существам, параллели между человеческими переживаниями и явлениями природы:

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,

Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

Я омою князю раны на его кровавом теле.

Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?

Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.

Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,

В море синем корабли лелея?

Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?

По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,

Через каменные горы

в половецкий край дорогу

Ты пробил,

Там насады Святослава до кобякова полку

Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,

Днепр, родной наш Днепр!

Вороти ко мне милого,

Чтоб не лить мне горьких слёз,

Да к милому на море не слать рано по утрам.

Ох, ты, солнце, солнце красно,

В небе ясном ярко светишь ты,

Всех ты греешь, всех лелеешь,

Всем ты любо, солнце;

Ох, красно солнце!

Что же ты дружину князя

Зноем жгучим обожгло?

Ах! Что ж в безводном поле жаждой

Ты стрелкам луки стянуло,

И колчаны им истомой горем запекло?

Зачем?

 

 

            Непосредственным продолжением Плача Ярославны является хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Как и многие народные песни, хор начинается одноголосным запевом, к которому позже присоединяются другие голоса. Он приближается к нам, потом звучит в полную силу, и, наконец, замирает вдали. Почти все время хор звучит а capella (без сопровождения), что также характерно для русского фольклора.

            Празднично-торжественный финальный хор «Князь из плена к нам вернулся» завершает оперу. Он близок по настроению и к радостным хороводно-плясовым песням, и к богатырским гимнам. Этот хор содержит обобщение некоторых интонаций оперы. связанных с ее героическими образами, с выражением главной патриотической идеи.

Яркие образы и высокие идеи «Слова о полку Игореве», поэтичный текст и прекрасная музыка Бородина привлекали к «Князю Игорю» внимание многих русских художников. Прекрасную картину «Плач Ярославны» написал В.Перов, замечательные эскизы декораций к опере принадлежат Н.Рериху. Яркие, эмоциональные образы главных героев создал К.Васильев.

 

Заключение

            Люди, которые любят свою страну, всегда интересуются ее историей. Поэтому я считаю, что интерес к опере Бородина не угаснет до тех пор, пока существует Россия. «Князь Игорь» учит нас уважать свой народ, гордиться своим прошлым и любить свою культуру.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: гармоничное развитие, физкультура и спорт, двигательные навыки, скачать бесплатно, ФИЗО, реферат по физкультуре, физиология, спортивное мастерство
Просмотров: 2598 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0