Дмитрий Николаевич Анучин – один из виднейших русских ученых,
антрополог, этнограф, географ, археолог и музеевед. Родился 27-го
августа 1843 года в Санкт-Петербурге, воспитывался в 4-й Ларинской
гимназии, окончив которую в 1860 году, поступил на
историко-филологический факультет. Слушал лекции Стасюлевича,
Костомарова, Срезневского и Сухомлинова, но, заболев, вынужден был через
год оставить университет и уехать за границу, откуда возвратился в 1863
году с обновленными сведениями и обновившимся мировоззрением. Вновь
тогда же поступил в Московский университет по естественному отделению
физико-математического факультета и окончил курс кандидатом в 1867 году,
усердно занимаясь и после зоологией, этнографией и антропологией.
Еще в начале своей научной деятельности Анучин
перешел от занятий по зоологии к антропологии. Особенно интересовала его
родословная человека, к которой он возвращался в своих работах
неоднократно, изучая как антропоморфных обезьян, так и ископаемые
останки доисторического человека. В 1874 он написал большую работу о
племени айнов, которая обратила на него внимание как у нас, так и за
границей. Физико-математический факультет Моского университета
командировал Дмитрия Николаевича за границу для подготовки к занятию
первой в России кафедры антропологии.
В 1880 Анучин защитил магистерскую диссертацию «О
некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их
распространении по расам» и начал свою преподавательскую деятельность в
Московском университете, с которым связана вся жизнь ученого, сначала
как антрополог, а затем, с 1885, и как географ и этнограф. За целый ряд
выдающихся научных работ, и в особенности за труд «О географическом
распределении роста мужского населения России сравнительно с
распределением роста населения других стран» (1889 год) — Московский
университет присудил Анучину степень почетного доктора.
Заняв кафедру географии и антропологии, Дмитрий
Николаевич весь отдался организации преподавания: до него в наших
университетах по этим наукам не было ни музеев, ни руководств, ни
продуманных программ, ни методики преподавания. Эта широкая деятельность
выработала из Анучина первоклассного и авторитетнейшего в Европе
ученого, к которому шли за научным советом и наши, и западные крупнейшие
специалисты (Р. Мартин, Деникер, Пенки и другие).
В педагогической деятельности Анучина надо отметить,
прежде всего, что наряду с самостоятельными очерками, всегда чрезвычайно
богатыми по содержанию и четкими по изложению («Рельеф поверхности
Европейской России в последовательном развитии о нем представлений»,
«Суша», «Воды суши» и другие), Анучин переводил лучшие иностранные
руководства (Нидерле, Леббока, Зупана), дополняя и исправляя их, что
делало перевод иногда выше оригинала.
Дмитрий Анучин создал два музея при Московском университете:
Географический, один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000
тт., и Антропологический – крупнейший музей по антропологии и этнологии,
привлекающий массу экскурсий, ценный по своему глубоко продуманному
плану, с этнологическим отделом, отображающим эволюцию отдельных
элементов культуры (оружие, жилище, способы передвижения и другое). В
основу каждого из музеев легли экспонаты соответствующих всероссийских
выставок, организованных Анучиным (Антропологическая – 1879 год,
Географическая – 1892 год). Пополнялись же они коллекциями учеников
Дмитрия Николаевича, обменом и, нередко, приобретениями на собственные
средства ученого.
Далее, вместе с группой ученых, объединившихся вокруг
Уварова и созданного им Археологического Общества, Анучин вывел русскую
археологию из стадии любительства на широкую научную дорогу и в этой
области сразу стал играть руководящую роль. Особенное значение имеют
труды Анучина (наиболее крупные из которых были, а некоторые и теперь
остаются образцовыми и руководящими): «Лук и стрелы» (1881 год),
археолого-этнологический этюд, дающий полную сводку материала по данному
вопросу; «Сани, ладьи и кони, принадлежности похоронного обряда» (1890
год), труд, отмеченный сочувственно в западной литературе.
«Верхневолжские озера и верховья Западной Двины», работа, послужившая
прототипом длинного ряда работ учеников Анучина по русским озерам и
положившая основание научной лимнологии у нас; многочисленные работы по
бронзовому веку Восточной России, по археологии Москвы, Сибири; курсы и
многие статьи по истории землеведения, почти единственные в России.
Сознавая, что для правильного развития науки
необходимо общественное понимание и сочувствие, Анучин делился с широкой
публикой своими огромными знаниями, отзываясь на каждое явление в
жизни, науке и литературе – в лекциях, докладах, статьях в газетах,
популярных книгах: например, «Япония и японцы», «Извержение Везувия и
землетрясение в Калифорнии», «Нансен, его подвиги и открытия» и многих
других. Анучин создал один из лучших географических журналов
«Землеведение» (с 1894 года) и руководил им до самой смерти, много писал
в основанном в его честь «Русском Антропологическом Журнале».
Всего Анучину принадлежит до 600 работ (уже после
70-летнего юбилея им написано до 150 статей). Дмитрий Николаевич Анучин
был бессменным президентом Общества Любителей Естествознания,
Антропологии и Этнографии и трех его отделений, президентом Московского
Археологического Общества, почетным академиком, почетным членом многих
русских и иностранных ученых обществ, академий и университетов,
создателем лучшей и многочисленной школы русских антропологов и
географов. Его ученики занимают кафедры по этим наукам во всех наших
университетах (Ивановский, Берг, Крубер, Григорьев, Адлер, Борзов, Бунак
и другие). Примыкая к группе либеральной профессуры (по убеждениям
близкой к кадетской партии), Анучин в течение многих лет был одним из
редакторов газеты «Русские Ведомости», где дал ряд статей по
общественным и научным вопросам. С первых лет советского строя Дмитрий
Анучин принял горячее участие в работах Главмузея, Института
Востоковедения, Центральной Естеств. Педагогической Комиссии,
Коммунального Музея. Очень много сделано Анучиным для развития у нас
краеведения, и одно из первых сельских краеведческих обществ в России. |