Иван Иванович Беринг – капитан-командор, известный исследователь
северной части Тихого океана, именем которого назван пролив между Азией и
Америкой. За время двух своих «камчатских экспедиций» первым исследовал
и описал северные берега Камчатки, часть восточного побережья Азии,
острова Беринга, Святого Диомида, Святого Лаврентия, первый из
европейских исследователей посетил Камчатское и Берингово море, открыл
цепь Алеутских островов, Шумагинские, Туманные острова, северо-западный
берег Америки.
Датчанин родом, Беринг родился в 1680 году в
Ютландии; а в 1704 году был принят Царем Петром во флот с чином мичмана,
как уже ходивший на голландских судах кругом Африки в Индию. Считаясь
одним из лучших капитанов, Беринг до 1724 года командовал
последовательно в Балтийском и Азовском морях кораблями «Селафаил»,
«Перл», «Мальбург» и «Лесное» и принимал деятельное участие в военных
действиях на море против шведов. В 1724 году Беринг вышел в отставку,
обидевшись на непроизводство в чин капитана 1-го ранга; через полгода
Петр приказал адмиралтейской коллегии снова пригласить его на службу и
дать ему желаемый чин.
Заботясь о развитии Сибири и начале торговых сношений
с Японией, Индией и другими восточными странами, Петр I интересовался
вопросом – возможен ли проход из Архангельска в Тихий океан Северным
Ледовитым океаном, иначе говоря, существует ли пролив между Азией и
Америкой. Для выяснения этого вопроса Петр решил отправить научную
экспедицию под начальством Беринга. 23 дек. 1724 года, незадолго до
своей кончины, Царь дал Ивану Ивановичу следующую собственноручную
инструкцию: «1) надлежит на Камчатке или на другом месте сделать один
или два бота с палубами; 2) на оных ботах возле земли, которая идет на
норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля
часть Америки, и для того искать, где она сошлась с Америкой, и чтобы
доехать до какого города европейского владения, или ежели увидят какой
корабль европейский, проведать от него, как оный берег называют, и взять
то на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость
и, поставя на карту, приезжать сюда».
В состав экспедиции вошли: лейтенант Чириков,
несколько человек ученых и геодезистов и до 40 нижних чинов;
впоследствии к экспедиции присоединились лейтенант Шпанберг, гардемарин
Чаплин и еще 60 нижних чинов и мастеровых. Закончив приготовления,
Чириков с частью экспедиции 24 января 1725 года (за 4 дня до смерти
Петра) выехал из Санкт-Петербурга в Вологду и здесь около 15 февраля
соединился с Берингом, прибывшим с остальными спутниками. Отсюда вся
экспедиция направилась на восток и на 44-й день пути прибыла в Тобольск.
Первая камчатская экспедиция Беринга
В июне 1726 года Беринг прибыл в Якутск, а 30 июня
1727 года - в Охотск, проведя в пути почти два с половиной года.
Пополнив здесь запасы, Беринг отправился морем из Охотска на Камчатку в
Большерецк, а оттуда сухим путем перешел в Нижнекамчатск (11 марта 1728
года), где тотчас приступил к постройке палубного бота «Гавриил» для
предстоящего морского плавания. 13 июля с запасами для годичного
плавания Беринг вышел из устья реки Камчатки в море, направляясь на
север, к месту предполагаемого разделения Азии и Америки. Незнакомство с
условиями северном плавания, несовершенная постройка судов, позднее
время года, постоянные туманы и бурное море сильно затрудняли выполнение
Беринг его задачи. Пробыв более месяца в открытом море, Беринг прошел
почти весь пролив, названный впоследствии его именем, и перевалил за
полярный круг. Из расспросов чукчей и других обитателей Камчатки Беринг
убедился, что этот берег дальше поворачивает к западу, а к северу
простирается водное пространство без признаков земли.
Показания чукчей в различных местах были совершенно
одинаковы и утвердили Беринга в мысли, что Азия с Америкой не
соединяются. Чтобы проверить это, путешественник отошел от берегов и
решил продвинуться на северо-восток. Потеряв из виду землю и долгое
время не встречая ожидаемого американского берега, Беринг не решился
продолжать путешествие, боясь попасть во льды и быть ими затертым в
неизвестном море. Того же мнения были его спутники. Экспедиция вернулась
на зимовку в Нижнекамчатск, куда прибыла 2 сентября 1728 года. За время
этого плавания Беринг открыл у восточного берега Камчатки остров,
названный позже его именем.
Перезимовав в Нижнекамчатске, Иван Иванович выстроил
второй бот «Фортуну» и, назначив на него Чирикова, 5 июня 1729 года
снова вышел в море с обоими судами. На этот раз Беринг решил пройти на
восток. Сделав переход около 200 км. и не встретив земли, исследователь
был принужден вернуться в Охотск. Второе плавание окончательно убедило
Беринга в существовании к востоку неизвестной земли, отделенной от Азии
морским проливом.
Считая свою миссию выполненной, Беринг отбыл в
Петербург и здесь представил карту своих плаваний адмиралтейской
коллегии вместе с подробным докладом о необходимости снаряжения новой
экспедиции для исследования всего северного побережья Сибири и открытого
пролива. Рассмотрев представленные путешественником карты, журналы и
отчет о плавании, адмиралтейская коллегия отнеслась недоверчиво к
вопросу о проливе, но в награждение понесенных трудов представила
Беринга к чину капитан-командора.
Предложение Беринга о снаряжении новой экспедиции по
рассмотрении сенатом и адмиралтейской коллегией было одобрено.
Заключалось оно в следующем: принять меры для устройства Охотского края и
Камчатки, исследовать пути к Америке и Японии и произвести опись всего
северного побережья России между pеками Леной и Обью. Одновременно с
планом экспедиции Беринг возбуждал целый ряд вопросов, касавшихся
благоустройства наших сибирских окраин: возбужденные им вопросы рисуют
Ивана Ивановича как человека государственного ума, достойного
сподвижника Петра Великого. Эти вопросы сводятся к следующему:
О необходимости религиозного просвещения между якутами и другими племенами;
Об учреждении на реке Ангаре плавильных заводов для добывания из местной руды железа;
Об организации из местных жителей регулярных полков;
О разведении в Охотском и Камчатском крае русских пород лошадей и
рогатого скота, коего там имеется мало, а пастбища богаты и земля
плодородна;
О заведении судостроения и верфей, развитии добывающей промышленности,
изменении системы ясака, развитии рыболовства, звериного промысла и
тому подобное;
Об основании морской торговли с Японией.
Каждый из этих пунктов Беринг подробно объяснял
сделанными наблюдениями. Одобренный сенатом и адмиралтейской коллегией
проект Беринга встретил полное сочувствие Императрицы Анны Иоанновны. 17
апреля 1732 года последовал Высочайший указ, в котором предложения
Беринга признавались вполне отвечающими «государственной пользе и
умножению нашего интереса» и приказывалось снарядить вторую камчатскую
экспедицию. Дух Петра еще жил среди людей, стоявших у власти, и потому в
сочувствии и поддержке широким замыслам Беринга не было недостатка.
Вторая камчатская экспедиция (или первая академическая) 1733 – 43 годов
В состав экспедиции вошел весь цвет русской науки
того времени. Участниками от флота были: сам Беринг, талантливый
Чириков, Шпанберг, братья Лаптевы, Овцын, Малыгин, Скуратов, Прончищев,
Челюскин, Ваксель, Стерлегов (все прославившиеся своими открытиями), еще
48 офицеров, гардемаринов и штурманов, 13 чиновников, шкиперов,
боцманов, 18 лекарей и подлекарей; от академии наук – академики Миллер,
Гмелин, Де-ла-Кроер, профессор Фишер, Штеллер, 5 студентов, 16
геодезистов, 5 мастеров различных специальностей, переводчики, живописцы
и 6 «рудознатцев» (горняков), 1 пастор, 6 священников и до 600 человек
матросов, солдат и мастеровых.
Экспедиция была разделена на отряды, которые должны
были одновременно начать исследование и опись всего побережья Ледовитого
океана: от Архангельска к pеке Оби и Лене, Камчатке, от Охотского моря и
Амурского берега до Японии. Беринг и Чириков на двух судах должны были
идти из Камчатки для исследования берегов Америки и решить в
окончательной форме вопрос о проливе. Шпанберг с тремя судами
направляется в Японию для исследования Курильских и Японских островов и
завязания сношений с этой страной. Братья Лаптевы и другие офицеры на
трех дубель-шлюпках производят опись северного побережья между устьями
pек Оби и Лены; кроме того, одно или два судна должны были производить
опись берега от Архангельска до Оби. К целям научным прибавлялась и цель
государственная – распространить владычество России на вновь открытые
земли и острова. Все инструкции по этому поводу предписывали составу
экспедиции самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими
в подданство России. Начальником всей экспедиции был назначен Беринг,
помощником его и заместителем – Чириков. Экспедиция была рассчитана на 6
лет, и приготовления к ней были громадны: средств действительно не
жалели, и оборудование ее было по тому времени самое широкое.
Отправление отрядов к различным пунктам северного побережья началось
весной 1732 году. С большими усилиями преодолевая трудности пути, партии
постепенно прибывали на свои места, строили нужные суда и приступали к
работам. В это время члены академии, распределенные по отдельным
областям, производили порученные им научные исследования.
Экспедиция Беринга и Чирикова к американским берегам
Только к 1740 году были построены нужные суда,
«Святой Петр» и «Святой Павел», и Беринг перешел морем в Камчатку.
Выбрав хорошую бухту, путешественник заложил здесь порт и назвал его
«Петропавловской гаванью». 4 июня 1741 года Иван Иванович вышел в море.
Было решено идти вместе на юго-восток, пока не будет встречена земля. 20
июня шторм разлучил суда, и они уже больше не встречались. Первому
увидеть землю удалось Чирикову («Святой Павел») — 15 июля, на широте 55°
21′ сев. и долг. 61° 55′ зап. Подойдя ближе, Чириков убедился, что
находится у берегов Америки. Обе посланные им на берег шлюпки были
захвачены туземцами, и Чирикову пришлось вернуться в Камчатку.
Беринг увидел берег только 20 июля – это был остров
Святого Ильи (Каяк). Опасаясь быть застигнутым ветрами, капитан пополнил
запасы воды и тронулся в обратный путь. Неблагоприятный ветер прижимал
судно к берегам, и Берингу пришлось несколько раз отстаиваться на якоре.
За это время были открыты остров Архидьякона Стефана (Туманный) и
острова Евдокеевские. Между тем среди команды начали развиваться
болезни; сам Беринг был сильно болен, и командование перешло к
лейтенанту Овцыну.
Постоянные штормы, холода, недостаток провизии и воды
вскоре привели экипаж в самое печальное положение. Счисление было почти
потеряно, ослабевшие люди едва могли управлять парусами. Ежедневно
умирало по 2-3 человека. 4 ноября увидели наконец, землю, принятую за
Камчатский берег, к которой и приблизились. Это оказался остров,
названный потом именем Беринга. Из-за ветхости судна и болезней решено
было здесь перезимовать. Стали выкапывать ямы в песке, прикрывать их
брезентами и парусами. Во время плавания умерло 12 человек. Из
оставшихся многие умерли при перевозке на берег, остальные находились в
самом печальном состоянии. Сам капитан Беринг и большая часть офицеров
были тяжело больны, и их закутанными перенесли и поместили в вырытые
ямы.
Наступали холода. Остров оказался пустым, без леса,
хотя и с водой. Невозможные условия жизни в ямах привели к сильной
смертности. Одним из первых, 8 дек. 1742 года, скончался Беринг;
оставшиеся в живых провели здесь около 9 месяцев. Весной, разломав свое
судно, они построили из него меньшее и после 2-недельного плавания
достигли, наконец, Авачинской бухты, откуда в 1743 года добрались до
Охотска. Так окончилась первая большая экспедиция. Несмотря на все
неудачи, в продолжение десяти лет (1733-43 годы) русскими моряками и
академиками были пройдены и описаны впервые северные берега России от
Белого моря до устьев реки Колымы, Охотское море, Камчатка, исследована
Сибирь до крайних южных и восточных ее пределов, совершены 2 плавания к
Северной Японии и, наконец, открыты западные берега Америки, Курильские и
Алеутские острова, и доказано существование «северного хода» в Тихий
океан. Участники различных партий по возвращении в Санкт-Петербург
представили свои труды в виде карт, описей и журналов, причем академики
Штеллер и другие оставили любопытные записки о путешествии и труды по
описи Сибири. В 1822 году Берингу был поставлен первый памятник на его
могиле, а в 1866 году, по почину капитана 1-го ранга Рикорда, ему
воздвигли памятник в Петропавловске.
|