Николай Николаевич Миклухо-Маклай — русский путешественник и
ученый. Родился в селе Рождественском Новгородской губернии в семье
инженера. В 1863 году поступил в Петербургский университет. В 1864 году
за участие в студенческих сходках был уволен из университета без права
поступления в высшие учебные заведения России. Учился на философском
факультете Гейдельбергского университета, затем на медицинском
факультете Лейпцигского университета.
В 1866 году переехал в Иену, где на медицинском
факультете университета занимался изучением сравнительной анатомии
животных. В качестве ассистента Э. Геккеля (лекции которого слушал в
университете) в 1866-67 годах посетил Канарские острова и Марокко. В
1868 году Миклухо-Маклай окончил Иенский университет. В 1869 году
совершил путешествие на побережье Красного моря для исследования морской
фауны. В том же году вернулся в Россию.
Первые научные исследования Миклухо-Маклая были
посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул и другим
вопросам зоологии. Во время своих путешествий Николай Николаевич
проводил также ценные наблюдения в области географии. Уже в первый
период своей работы в качестве естествоиспытателя он живо интересовался
культурой и бытом населения тех стран, которые посещал.
В дальнейшем главное внимание Миклухо-Маклая уделил
антропологическим и этнографическим исследованиям. Он склонялся к тому
взгляду, что расовые и культурные признаки народов формируются под
влиянием природной и социальной среды. Чтобы обосновать эту теорию,
Миклухо-Маклай решил предпринять путешествие на острова Тихого океана с
целью изучения «папуасской расы». При содействии Русского
географического общества Миклухо-Маклай получил возможность в конце
октября 1870 года выехать на Новую Гвинею на военном судне «Витязь».
Сначала он побывал на северо-востоке берегу Новой Гвинеи, который с тех
пор называется Берегом Маклая. 15 месяцев Миклухо-Маклай прожил среди
папуасов и своим дружелюбным и тактичным поведением завоевал их любовь и
доверие.
В 1873 посетил Филиппины и Индонезию. В 1874 году
побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-75 годах дважды
путешествовал по полуострову Малакка, изучая племена семангов и сакаев. В
1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию и Северную
Меланезию. В 1876-77 годах снова провел на Берегу Маклая, оттуда хотел
вернуться в Россию, но из-за тяжелой болезни вынужден был поселиться в
Австралии (Сидней), где в период с 1878 по 1882 год провел большую часть
времени. Он основал близ Сиднея первую в Австралии биологическую
станцию. За этот период совершил поездку по островам Меланезии и посетил
южный берег Новой Гвинеи. В 1881 году второй раз был на южном берегу
Новой Гвинеи. В 1882 году Миклухо-Маклай выехал в Россию.
В Географическом обществе договорился об издании
результатов своих путешествий, прочел ряд публичных докладов. Общество
любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило ему
золотую медаль. Посетив Берлин, Париж и Лондон, где знакомил научную
общественность с результатами своих исследований, Миклухо-Маклай вновь
поехал в Австралию. По пути он в третий раз побывал на Берегу Маклая.
Еще во второй свой приезд сюда он привез папуасам домашних животных,
железные топоры и прочий инвентарь; в этот раз он на небольшом участке
насадил различные культурные растения. В 1884-86 Миклухо-Маклай провел в
Сиднее. В 1886 году приехал в Россию. В последние годы жизни готовил к
опубликованию свои дневники и научные материалы, но смерть оборвала эту
работу. Похоронен Николай Николаевич на Волковом кладбище в Петербурге.
Крупнейшей научной заслугой Миклухо-Маклая является
то, что он решительно поставил вопрос о видовом единстве и родстве
человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского
антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной
Океании и на островах Юго-Восточной Азии. Ученый опроверг
распространенный в то время взгляд на папуасов как на представителей
якобы особого вида, глубоко отличного от других человеческих рас и, в
особенности, от европеоидной расы. В частности, он установил
существование как долихоцефалии, так и брахицефалии среди меланезийцев,
доказав, что в пределах одной расы могут быть групповые различия в
головном указателе. Большое значение имеют установленные им факты,
характеризующие распространение и вариации антропологических типов в
Океании, Австралии, Индонезии (полуостров Малакка). Определив
антропологический тип негритосов острова Лусон как один из вариантов
меланезийского расового типа, Миклухо-Маклай впервые дал правильное
решение проблемы возникновения карликовых форм, указал на связь этих
форм со своеобразными условиями развития. Факты, собранные Николая
Николаевича, и в настоящее время служат ценным источником при разрешении
различных проблем антропологии.
Для этнографии большое значение представляют
превосходные описания Миклухо-Маклая хозяйства, материальной культуры и
быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие
наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор
остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых
областей Океании.
Засвидетельствованный им факт земледелия у папуасов,
никогда не знавших скотоводства, опроверг установившиеся в то время
представления о том, что земледельческому хозяйству обязательно должно
предшествовать скотоводческое. Описывая изобразительное искусство,
начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их
психологию и социальные отношения, Миклухо-Маклай показал, что эти
народы, хотя в культурном отношении и отсталые в силу ряда исторических
причин, по умственным и моральным качествам ни в чем не уступают
европейцам.
Объективные наблюдения Миклухо-Маклая сочетались со
страстным разоблачением грабежа и насилий, совершаемых колонизаторами
над коренным населением. Жизнь и деятельность путешественника – яркий
пример самоотверженного служения прогрессивной науке и неустанной борьбы
за права угнетенных народов. Его вторичное пребывание на Берегу Маклая
было вызвано не столько научными целями, сколько стремлением защитить
папуасов от английских колонизаторов, а вторая поездка на южный берег
Новой Гвинеи – стремлением не допустить расправы над местными жителями
со стороны английской карательной экспедиции. Призывы Миклухо-Маклая к
справедливости и гуманности по отношению к папуасам не могли,
разумеется, повлиять на режим колониального бесправия. Обречена на
неудачу была также его основанная на идеях утопического социализма
попытка организовать русскую «свободную колонию» на побережье Новой
Гвинеи.
Дневники путешествий Миклухо-Маклая увидели свет лишь
после Великой Октябрьской социалистической революции. Первое издание
вышло под редакцией Д. Н. Анучина в 1923 («Путешествия»). |