Адриан Браувер был сыном живописца-протестанта из
фламандского городка Ауденарде. В 1621 г. он переселился в голландский город
Харлем, где сначала учился художественному ремеслу у портретиста Франса Халса,
а с 1627 г. стал работать самостоятельно. В 1631 г. он переехал в Антверпен и
был принят в гильдию Святого Луки.
Завсегдатай питейных заведений, вечный несостоятельный
должник, Браувер часто расплачивался своими работами с трактирщиками и
кредиторами. Он создал множество картин и рисунков. Его высоко ценил Рубенс,
обычно скупой на похвалы собратьям-художникам.
Вначале творчество Браувера не выходило за границы
популярного в Нидерландах комического жанра. Картинам голландского периода
(например, «Праздник убоя свиней») свойственны грубоватая весёлость и
пестрота красок. Иным настроением отличаются полотна 30-х гг. XVII в. В этот
период героями Браувера вместо благодушных увальней-селян всё чаще
становились теряющие человеческий облик обитатели городского дна. Они глотают
омерзительные снадобья, морщатся от дурного запаха, корчатся под ножом
доморощенных хирургов («Горькое лекарство», «Неприятные отцовские
обязанности», «Операция на плече»). А если веселятся, то нарочито и
бессмысленно, как завсегдатаи притона в картине «Курильщики» (1636—1638
гг.) — одурманенные, с остекленевшими глазами наркоманов (в XVII в. к табаку
обычно подмешивали индийскую коноплю). Для антверпенских работ характерны
крупные планы, небольшое число фигур, острый интерес к мимике (сказывалось
увлечение Браувера театром). Сочетания красок — неяркие, но гармоничные, в
основном оливково-зелёных и серо-коричневых тонов.
К лучшим произведениям Браувера относятся написанные им
незадолго до смерти (художник умер во время эпидемии чумы) приблизительно два
десятка полотен, в которых присутствует пейзаж («Пьющие за столом», 1633—1636
гг.; «Пейзаж с играющими в шары», середина 30-х гг.). Неприметные виды
задворок с серыми заборами и песчаными склонами под облачным небом привлекают
особой задушевностью. Мастер словно пытается вырваться из чада кабаков на
свежий воздух.
Вторая четверть XVII в. для жителей Южных Нидерландов —
безрадостное время. Полная зависимость от дряхлеющей, но не желающей с этим
мириться Испании не сулила никакого будущего. Войны Испании с Голландией и
Францией отрезали юг Нидерландов от цивилизованной части Европы.
К середине XVII в. Южные Нидерланды окончательно
превратились в пешку на шахматной доске европейской политики. Потом страна
стала провинцией Австрийской империи и полем сражения в военных конфликтах
своих более сильных соседей. Тем замечательнее кажутся несколько десятилетий
расцвета фламандского искусства — период краткий и яркий.
|