Андерс Леонард Цорн вырос в крестьянской семье близ
провинциального городка Мура в Швеции. В пятнадцать лет он отправился в
Стокгольм, собираясь стать скульптором, но за годы обучения в Государственной
шведской художественной школе, а затем в Академии художеств раскрылся его
талант живописца. Первый успех ему принёс рисунок тушью «Скорбь» (1880 г.).
Внешне следуя традициям сентиментального салонного искусства, Цорн проявил
здесь гораздо больше вкуса и чувства, чем обычно требовалось. Уже в
студенческие годы мастер был надёжно обеспечен заказами.
Затем последовали годы странствий. Поселившись в 1882 г. в
Лондоне, Цорн не прекращал путешествовать — посетил Италию, Испанию, Балканы,
Константинополь, Алжир — и регулярно навешал родину. В то время он работал в
основном акварелью, с удивительной живостью и полнотой передавая калейдоскоп
своих путевых впечатлений («Кузины», 1883 г.; «Лодочник в константинопольском
порту», 1886 г.). Работы, созданные Цорном в Швеции, более спокойны и
задушевны — художник словно заново вглядывается в знакомые с детства лица,
пейзажи, предметы («Хлеб наш насущный», 1886 г.).
В 1888 г. Цорн поселился в Париже и обратился к масляной
живописи. Отчасти под влиянием французского художника Эдуарда Мане он увлёкся
темой обнажённых фигур на пленэре. Одна из многочисленных подобных работ Цорна—
«Премьера», написанная в 1894— 1895 гг. Мать уговаривает упирающегося малыша
войти в воду, пейзаж словно соткан из живительной влаги и утреннего света. Цорн
трактует наготу по-крестьянски бесхитростно и мирно; ему одинаково чужды
салонная пошлость и грубоватая простота моделей французских живописцев Гюстава
Курбе и Эдгара Дега.
В Париже Цорн создал ряд выразительных, острохарактерных
портретов. Изображая прославленного комика Эрнеста Александра Оноре Коклена
(1889 г.), художник передал улыбающееся лицо и нервно сжатые руки актёра
широкими, быстрыми и удивительно точными мазками.
В 1896 г. мастер навсегда поселился в родных местах, в Муре.
Изучая местный фольклор, он собрал богатую этнографическую коллекцию, а в
1913 г. построил большой дом в «старинном северном» стиле, который
впоследствии превратился в мемориальный музей. Главной темой его творчества
стала жизнь шведской провинции. На картине «Танец в Иванову ночь» (1897 г.)
мягкий свет белой ночи растворяет ярко-зелёные, красные, чёрные пятна
праздничных одежд; танцующие двигаются медленно и плавно — как во сне. Цорн
писал колоритные портреты жителей своего края: рыжеволосая румяная крестьянка
(«Марит», 1891 г.) заплетает косу привычными движениями сильных рук, зажав в
зубах красную ленту. Старый скрипач Хинс Андерс изображён за игрой (1904 г.)
— морщины на его коричневом лице подчёркнуты резкими тенями, виски и
крючковатый нос блестят от испарины, жидкая бородка двигается в такт музыке.
В начале 80-х гг. художник увлёкся офортом. (Это вид
гравюры, когда процарапанный в слое лака на металлической пластине рисунок
протравливается кислотой, а полученное углублённое изображение заполняется
краской и оттискивается на бумагу.) Цорн воспроизводил в этой технике свои
акварели и картины, создавал жанровые сцены и портреты и к 90-м гг. стал
одним из ведущих европейских гравёров. По словам русского художника и
историка искусства А. Н. Бенуа, Андерс Цорн «представляет всей своей
ясностью, всей своей безграничной любовью к простоте, всем своим отвращением
к какой-либо формуле самый разительный контраст... художникам, выросшим на
подражании старым мастерам... На картинах... всё ясно, светло и по тому
самому — хорошо, красиво; его произведения не напоминают вкусных пряников...
но действуют как прекрасная, чистая ключевая вода». |