Английское
декоративно-прикладное искусство получило в XVIII в. общеевропейское
признание. Прежде всего это относится к изготовлению посуды и мебели.
В середине столетия Джозайя Веджвуд (1730—1795) создал
новую технологию производства фаянса. Фаянсовые изделия традиционно считались
более грубыми, чем фарфоровые, и ценились дешевле. Но фаянс Веджвуда по
тонкости и изяществу соперничал с фарфором. Веджвудские сервизы, расписанные
изысканными, нежными по колориту видами английских усадеб с парками,
особняками, замками, стали пользоваться огромной популярностью в Европе.
В конце XVIII в. Веджвуд изобрёл особую керамическую
массу, позволяющую создавать сверхпрочные изделия с очень тонкими стенками.
Из этого материала он делал копии знаменитых античных камей (драгоценных и
полудрагоценных камней с выпуклым изображением) и рельефов в духе
неоклассицизма. Строгие композиции с белыми фигурками на цветном фоне вешали
на стены, ставили на стол или украшали ими спинку кресла, что придавало
интерьеру столь популярный в ту эпоху античный колорит.
Английская мебель, славившаяся своей элегантностью и
высоким качеством, изготовлялась с учётом особенностей того или иного стиля в
современном искусстве. Изделия фирмы Томаса Чиппендейла (1718— 1779) тесно
связаны со стилем рококо. Мастера использовали до блеска отполированное
красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап. Однако
в отличие от изделий французского рококо мебель Чиппендейла очень удобна и
практична.
В интерьерах в духе неоклассицизма прекрасно выглядели
вещи фирм «Эпплуайт» и «Шератон». Их мебель, напротив, отличалась благородной
простотой форм и матовой поверхностью дерева. Обычно она имела прямые
четырёхгранные ножки, но порой им придавалась форма круглой колонны.
Популярными были спинки кресел в виде античной лиры или щита с орнаментом.
Интересно, что в работе фирмы «Шератон» нередко принимали участие
архитекторы, которые проектировали мебель для своих построек (в частности,
известный мастер неоклассицизма Роберт Адам). |