Анри Матисс родился в городке Като-Камбрези на севере
Франции. Его отец, торговец зерном и владелец лавки, мечтал видеть сына
адвокатом. В 1888 г. Матисс благополучно выдержал экзамен на факультете права
в Париже и, вернувшись на родину, поступил в адвокатскую контору. Но вскоре
он увлёкся живописью. Успехи на курсах рисования и поддержка учителей сломили
упорство отца: Матисс получил родительское благословение на отъезд в Париж
для занятий искусством. В 1892 г. художник посещал вечерние курсы Школы
декоративного искусства, где подружился с Альбером Марке, а затем поступил в
мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Мастер настаивал, чтобы его
ученики чаще бывали в Лувре, и Матисс оттачивал своё искусство, копируя работы
старых мастеров. Но тот же Моро внушал ученикам: «Не замыкайтесь в музее,
выходите на улицу». Уличные зарисовки Матисса, сделанные быстро и точно,
воспитали в нём умение упрощать линию. Изысканной простоте учили его и
японские гравюры, ставшие в то время очень популярными в Европе.
В первые годы XX в. Матисс познакомился и сблизился с
Дереном, Руо, Вламинком и другими художниками, составившими впоследствии
группу фовистов. В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне —
ежегодном смотре нового искусства. В 1904 г. состоялась его первая
персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха.
Лето 1905 г. Матисс вместе с Дереном провёл на юге
Франции, в Коллиуре. Скульптор Аристид Майоль, живший неподалёку, познакомил
его со своими друзьями, в коллекциях которых были полотна Поля Гогена. Хотя Матисс
и прежде восхищался работами Гогена, но именно эти новые впечатления сильно
повлияли на его творчество. Осенью того же года о Матиссе заговорили все
художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов.
Портрет жены художника поразил современников невиданными
ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым
построением форм.
Смелость цветовых решений отличает и множество небольших
пейзажей, которые художник привозил из своих поездок к морю. Первое крупное
декоративное панно «Радость жизни» (1905—1906 гг.), созданное на тему поэмы
Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна», — это изображение райской
идиллии на фоне цветущей природы. Здесь впервые пластика тел подверглась
выразительным искажениям. Художник подчеркнул каждое движение, каждый контур
линией; она иногда выглядит своеобразной рамкой, в которую заключена форма.
Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в
парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. «Один тон сам по
себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение,
это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним... Запомните своё
первое впечатление... Это чувство — самое главное».
Живописец окончательно отказался от смешения цветов,
светотени и мелких деталей — ничто не должно было снижать звучность краски.
Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия.
Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным,
напряжённым трудом. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать
на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность
формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. «Значительность художника
измеряется количеством новых знаков, которые он введёт в пластический язык»,
— говорил Матисс.
В 1908—1910 гг. по заказу русского коллекционера С. И.
Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка —
«Танец» и «Музыка». А годом позже по приглашению Щукина он посетил Петербург
и Москву, где встречался со многими художниками и навсегда был покорён
русской иконописью. В 1910 г. Матисс специально отправился в Мюнхен, чтобы
побывать на выставке исламского искусства и ещё раз оценить его плоскостную
многоцветную гармонию. Совершив поездки на север Африки, в Алжир и Марокко,
художник окончательно утвердился в мысли, что его творческие поиски основаны
не на голых теоретических измышлениях, а на природных законах: яркий
полуденный свет, «стирающий все детали и выявляющий основное», открывал
чистые тона и чёткие контуры. Всю эту красочную декоративность, включая
цветистые орнаменты арабских тканей и ковров, художник перенёс на свои
полотна.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. То же
можно сказать и о графике. Его рисунки пером просты и изысканны. Подчас
мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь,
«зазвучало».
В 1921 г. Матисс поселился в Ницце, на Средиземноморском
побережье Франции. Он стал знаменит во всём мире. Ежегодно проходили его
персональные выставки.
Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит
нищета. Соглашаясь с таким определением, французский писатель Луи Арагон справедливо
добавлял: «...и света — в мире, терзаемом мраком». Спокойствие духа царит в
работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. Он упрямо
продолжал восславлять красоту и ценность жизни («Натюрморт с раковиной», 1940
г.; «Женщина с распущенными волосами», 1944 г.).
«Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей,
не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. В последние годы жизни,
когда художнику уже трудно было писать маслом, он стал делать вырезки из
цветной бумаги. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё
один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Не
случайно мастер настаивал на термине «декупаж», что означает «вырезки»,
«выкройки» (в противовес коллажу — «наклеиванию»).
В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю
мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе
(близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист,
мастер по металлу и керамист.
Стоящее на холме здание сияет белизной, а его бело-голубая
крыша похожа на небо с облаками. Венчает капеллу ажурный металлический крест.
Благодаря цветным витражам всё внутреннее пространство храма словно пронизано
цветами неба. Капелла была построена для маленькой общины доминиканских
монахинь, однако с момента открытия она стала местом паломничества туристов
со всего мира. |