Антонис ван Дейк вырос в многодетной семье богатого антверпенского
купца. С десяти лет он начал обучаться живописи, с 1617 г. был ближайшим
помощником Рубенса, а в 1618 г. стал членом гильдии Святого Луки. В первых
дошедших до нас самостоятельных работах ван Дейка («Коронование тернием»,
около 1620 г.; «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг.) уже сформировался
характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки
образуют плотные, насыщенные красочные пятна.
Ван Дейк быстро стал модным портретистом. Художник всегда
тонко понимал индивидуальность модели, будь то крупный антверпенский меценат Корнелис
ван Гест (его портрет написан около 1620 г.) или простые, не известные никому
супруги с маленьким ребёнком («Семейный портрет», около 1620—1621 гг.).
В 1620 г. английский меценат граф Эрандел пригласил ван
Дейка в Лондон, где он вскоре стал придворным художником короля Англии Якова
I (1б03—1625 гг.). Познакомившись с прекрасными коллекциями Эрандела и
герцога Бекингема, ван Дейк заинтересовался итальянской живописью и в
следующем году отправился в Италию. Будучи уже сложившимся мастером, художник
не столько учился, сколько работал. Живя в Генуе, он постоянно выезжал в Рим,
Флоренцию, Палермо (Сицилия) и даже в Марсель (Франция) -искал заказчиков.
Художник создал целую галерею портретов итальянских
аристократов. В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622—1623 гг.)
парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Кардинал обратил на
зрителя любезный взгляд, в то время как его пальцы нервно теребят край
одежды. В одеянии священнослужителя широкие, плавно ниспадающие пурпурные
складки великолепно сочетаются с рисунком белых кружев. Это произведение
вызвало восторг у современников и последователей художника. Один из них
заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и
прозрачность».
В портрете маркизы Бальби (1622 —1627 гг.) больше лиризма.
В приглушённом освещении тщательно выписан мелкий узор её наряда; поток света
выделяет полудетское лицо и нежные, холёные руки. Ван Дейк постоянно
подчёркивал на портретах изящество рук своих моделей, даже если это были
далёкие от изысканности бюргеры. Художник возил с собой восковые слепки
«идеальных рук», используя их в работе.
В конце 1627 г. ван Дейк вернулся в Антверпен. Среди работ
этого периода выделяется «Портрет Филиппа ле Руа, сеньора де Равель» (1630
г.). Дворянин средних лет в скромном и элегантном чёрном костюме с белой
отделкой стоит на поросших травой ступенях усадьбы. Его скуластое лицо с
глубоко посаженными чёрными глазами — воплощение мужества и простоты.
В 1632 г. ван Дейк перебрался в Лондон. Король Карл I
Стюарт (1625—1649 гг.) радушно встретил художника и возвёл его в дворянское
достоинство. Ван Дейк стал первым живописцем короля и должен был работать над
многочисленными портретами членов его семейства.
На портрете 1635 г. флегматичный, задумчивый Карл I
изображён на охоте среди великолепного пейзажа. Тяжёлое облачное небо, листва
раскидистого дуба, золотистая грива лошади — всё пронизано закатным светом.
Портреты английской знати, которые ван Дейк постоянно
писал в те годы, достаточно однотипны. Эффектные костюмы и украшения не могут
скрыть невыразительности характеров. Впрочем, это отчасти было вызвано
надменной замкнутостью заказчиков: благородные лорды не желали допускать
скромного живописца в мир своих чувств. Зато ван Дейку открылись души их
детей. В Англии он написал немало детских портретов, замечательных то
забавной важностью, то обаятельной непосредственностью юных героев, как,
например, «Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон» (вторая половина 30-х гг.
XVII в.).
В 1641 г. ван Дейк отправился в Париж, для того чтобы
выполнить декоративные работы в Лувре, но запросил за свой труд непомерную
цену и получил отказ. Первая в жизни неудача и дорожные неприятности
подорвали здоровье художника — едва вернувшись в Лондон, он умер.
|