Крупнейшим центром зодчества
в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой
архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух
мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце.
Карл Фридрих Шинкель (1781— 1841) — виднейший немецкий
архитектор первой половины XIX в. — в 1800 г. закончил Берлинскую академию
архитектуры, а в 1803—1805 гг, посетил Италию и Париж.
Уже в ранних работах Шинкеля классические формы построек
соответствуют их современным функциям. Новая караульня в Берлине, возведённая
по его проекту в 1816— 1818 гг., — суровое приземистое здание с глухими
стенами. Угловые выступы усиливают впечатление мощности сооружения, портик же
вносит в композицию оттенок официальной торжественности. Совсем по-другому
выполнен фасад берлинского Драматического театра (1819—1821 гг.): его стены,
прорезанные радами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам
портика.
Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей в Берлине
(1824—1828 гг.), прямоугольное здание с величественным портиком во всю ширину
фасада. Внутренняя планировка полностью приспособлена к музейной экспозиции:
светлые галереи с четырёх сторон окружают центральный зал, предназначенный
для античной скульптуры.
Увлечение Шинкеля готикой и современным английским
индустриальным строительством (в 1826 г. архитектор побывал в Англии)
отразилось в его последней крупной работе — новом здании Строительной
академии в Берлине (1831 — 1835 гг.). Это четырёхэтажное массивное сооружение
из неоштукатуренного кирпича сразу прозвали «красным ящиком». Насмешливые
берлинцы не подозревали, что перед ними прообраз архитектуры будущего —
прекрасно спланированное светлое здание, почти лишённое украшений, но
восхищающее гармоничной ясностью форм.
В конце жизни Шинкель разрабатывал проекты фабрик, контор,
библиотек, магазинов-пассажей и многоквартирных домов. Многое из этих
проектов нашло отражение в постройках XX столетия.
Младший современник Шинкеля Франц Карл Лео фон Кленце
(1784—1864) также учился в Берлине, затем стажировался в Париже и посетил
Италию. В 1815 г. он был назначен придворным архитектором баварского короля
Людвига I (1825—1848 гг.).
В отличие от работ Шинкеля — зодчего, опередившего своё
время, — творчество фон Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка —
достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля.
Возведённое в Мюнхене здание Глиптотеки (1816— 1830 гг.) — коллекции
произведений скульптуры — выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а
фасад Старой пинакотеки (1826—1836 гг.) — картинной галереи, в которой были
собраны работы старых мастеров, — повторяет формы итальянской архитектуры
эпохи Возрождения. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее
зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и
орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим
бедствием европейской архитектуры.
В 1830—1842 гг. по проекту фон Кленце был сооружён
памятник Валгалла (по названию загробной обители павших воинов в древнегерманской
мифологии) близ Регенсбурга. Он был задуман как пантеон немецкого народа.
Центральный элемент мемориала — здание из серого мрамора в виде античного
храма, внутри которого помещены бюсты ста шестидесяти трёх знаменитых немцев.
Постройка удачно сочетается с живописным ландшафтом — она венчает высокий
лесистый холм на берегу Дуная, от подножия холма к мемориалу ведёт
величественная лестница.
Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце
неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского
императора Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в
Санкт-Петербурге (оно строилось с 1839 по 1852 г.).
|