В XVIII в. Германия
оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и
княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель
сохранялось крепостное право) не способствовали развитию страны. Но именно к
этому времени относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры,
таких, как писатель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте,
философ Иммануил Кант, композитор Иоганн Себастьян Бах, и многих других.
Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и
изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах —
Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII
столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль
барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге —
художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене — мастер
городского пейзажа Бернардо Беллотто.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара
Неймана (1687—1753). Самой крупной постройкой Неймана стала резиденция
архиепископа-курфюрста Франконии (1719—1744 гг.) в Вюрцбурге, расписанная
Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень
протяжённым фасадом — сто шестьдесят семь метров. Чтобы избежать однообразия,
Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж
выполнен строго и просто; верхние украшены скульптурами, в которых, несмотря
на обилие деталей, чувствуются гармония и тонкий вкус. В интерьере дворца
особенно сильное впечатление производит парадная лестница — монументальная и
изысканная. Старшим современником Неймана был архитектор Маттеус Даниель Пёппельман
(1662—1736), работавший преимущественно в Саксонии. Основное дело его жизни —
строительство в Дрездене парадной резиденции курфюрстов Саксонии под
названием Цвингер (1711 — 1728 гг.). Она была возведена у крепостного рва,
где в Средние века держали диких зверей (нем. Zwinger — «клетка для зверей»).
Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трёх
сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с
застеклёнными арками. Особенно выразительна галерея, в центре которой
возвышается причудливой формы купол «ворот под короной». Сооружение пышно
украшено в стиле барокко (скульптуры для него выполнил австрийский мастер Бальтазар
Пермозер). Весь ансамбль кажется пронизанным светом, радостным, праздничным
настроением.
Пышность убранства, стремление к своеобразной
архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии в стиле
барокко, в том числе и храмовых. Такова дворцовая церковь в Дрездене (1738—
1756 гг.), созданная архитектором Гаэтано Кьявери (1689—1770). Необычно
выполнен её западный фасад: прямо над входом расположена колокольня, высота и
обилие украшений которой сразу притягивают к себе внимание.
Интересен протестантский храм Фрауэнкирхе (1726—1743 гг.)
в Дрездене, построенный архитектором Георгом Бером (1666—1738). Облик
дрезденского храма (он разрушен во время Второй мировой войны) был строг,
даже суров: использовались лишь простые плоские архитектурные украшения,
скульптура отсутствовала. Бер попытался показать, что архитектура барокко
прекрасно может передавать строгий и сосредоточенный дух протестантского
богослужения.
Для короля Пруссии Фридриха II (1740—1786 гг.) архитектор
Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699— 1753) построил в Потсдаме, пригороде
Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745—1747 гг.), что в переводе с
французского означает «без забот». Это вытянутое одноэтажное здание с изящной
балюстрадой по карнизу — наиболее удачный пример немецкого рококо.
В его центре — овальный зал, крытый куполом. Полукруглый
парадный двор окружён колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада,
делающие стену почти прозрачной, и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы
создают ощущение единства природы и дворцовых интерьеров. Все элементы —
скульптура, декоративная живопись, мебель, зеркала — образуют цельный,
тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой
резиденция должна была создавать ощущение гармонии, настроить на особое
восприятие мира — радостное и беззаботное.
Но именно в Пруссии постепенно сложилась архитектура
немецкого неоклассицизма — холодная, тяжеловесная, официальная. Яркий пример
тому — Бранденбургские ворота в Берлине (1788—1791 гг.), образцом для которых
архитектор Карл Готхард Лангханс (1732—1808) избрал Пропилеи — парадный вход
на Акрополь в Афинах. Гигантское сооружение Лангханса с двенадцатью стоящими
попарно колоннами, скорее мрачное, чем величественное, демонстративно
торжественное, оказалось очень созвучно архитектуре следующего, XIX столетия.
Парадность и пышность отличают произведения наиболее
известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (около 1660—1714).
Так, в конном бронзовом памятнике курфюрсту Фридриху Вильгельму II в Берлине
(1696—1703 гг.) Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в
античное одеяние и парик по моде XVII в. Композицию дополняют статуи
скованных рабов, подпирающие постамент и олицетворяющие побеждённых врагов
Пруссии. Каждая деталь показывает очень высокое мастерство скульптора и
тонкое чувство материала, но всё вместе это напоминает официальную хвалебную
речь. |