XIX столетие
в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Михайловском замке в
Петербурге был убит император Павел I. Вера в просвещённого монарха, надежды
на социальные преобразования связывались с сыном Павла — молодым императором
Александром I (1801 — 1825 гг.), однако они не оправдались.
Отечественная война 1812 г. на время сплотила всех жителей
страны: крепостные крестьяне и ремесленники плечом к плечу с аристократами и
генералами защищали государство от армии Наполеона. После смерти Александра I
в декабре 1825 г. те русские дворяне, которых возмущали существующие
общественные отношения, попытались совершить государственный переворот,
названный восстанием декабристов. Декабристы выступали против самодержавия
(неограниченной власти монарха), требовали установить в России республику или
конституционную монархию, отменить крепостное право. Вступивший на престол
Николай I жестоко подавил декабристское движение.
В царствование Николая I (1825—1855 гг.) коренным образом
изменились социальная политика и идеология власти. С одобрения императора
министр народного просвещения граф Сергей Семёнович Уваров утверждал, что
«необходимо найти начала, составляющие отличительный характер России и ей
исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки её
народности...». Русскому обществу была предложена идеология, кратко
определяемая тремя понятиями — «православие, самодержавие, народность».
Самодержавие трактовалось как наиболее приемлемая, исторически оправданная
форма государственного правления в России, православие — как самая чистая,
древняя, истинно христианская вера, а народ — как опора государства.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
В начале XIX в. господствующим стилем стал ампир — поздняя
стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к
градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю — улице,
площади или набережной, и следовательно, укрупнялись архитектурные формы.
Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении
построек скульптуру.
В эпоху Николая I классицизм, основанный на античных
традициях, перестал удовлетворять эстетическим запросам и государственной
идеологии. В поисках национальной самобытности развивались отечественная
археология, история, изучались памятники средневековой архитектуры и
изобразительного искусства. Некоторые архитекторы пытались осваивать мотивы
древнерусского зодчества.
АНДРЕЯН ЗАХАРОВ
(1761 — 1811)
Андреян Дмитриевич Захаров родился в Санкт-Петербурге в
семье мелкого чиновника. В 1782 г. он закончил Академию художеств с большой
золотой медалью и был направлен в заграничную поездку. По возвращении в
Петербург Захаров начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в
1794 г. получил звание академика. Вершиной в творчестве Захарова стало здание
Адмиралтейства в Петербурге, перестроенное им в 1806—1823 гг.
Адмиралтейство (верфи, мастерские, склады — всё
необходимое для строительства кораблей) было построено в Петербурге по
собственноручному чертежу Петра I в 1704 г. В 1728—1738 гг. оно подверглось
первой реконструкции, которую проводил архитектор Иван Кузьмич Коробов.
Именно тогда появилась стройная башня, увенчанная высоким золочёным шпилем с
корабликом на вершине. В таком виде здание простояло до начала XIX в.
Так же как и Коробов, Захаров повторил первоначальный план
сооружения: П-образный, обращённый внутренним двором к реке. Архитектор
сохранил и наиболее удачную часть строения Коробова — башню. Здание
Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделённых водным каналом, по
которому в верфь заходили суда. Наружный корпус предназначался для
центральных учреждений морского министерства, его фасады выходили к Зимнему
дворцу и главным петербургским проспектам. Внутренний корпус до I860 г.
оставался местом строительства кораблей, его скрывал глубокий внутренний
двор.
Главный фасад Адмиралтейства колоссален: его протяжённость
более четырёхсот метров. В центре здания находится башня. Её первый ярус —
монолитный куб, второй ярус лёгок и изыскан благодаря колоннаде, над которой
возвышается купол и взмывает в небо золотая «адмиралтейская игла».
Крылья главного фасада оформлены трёхчастными
композициями: в центре сильно выступающий портик с треугольным фронтоном, по
бокам также портики, но более узкие и без фронтонов. Этот же рисунок, но в
других пропорциях, архитектор повторил на боковых корпусах.
Захаров сам разработал и план скульптурного убранства
Адмиралтейства. Со стен, располагаясь над окнами, спокойно взирают морские
божества: наяды и тритоны, владыка морей Посейдон (Нептун) и его супруга
Амфитрита. С двух сторон арки главного входа стоят морские нимфы — нереиды;
их тела могучи и далеки от античного идеала. Они несут на плечах огромные
небесные сферы, воплощая незыблемость мироздания. Вверху парят Славы —
крылатые женские божества, обычно сопровождающие богиню Победы и венчающие
победителей. Они осеняют арку входа лавровыми венками, восхваляя могущество
российского флота.
Первый ярус башни украшает обширный рельеф «Заведение
флота в России». Бог морей вручает Петру I свой трезубец, признавая его
владыкой Балтики, тритоны строят корабли на фоне панорамы Петербурга. Россия
в образе прекрасной девы располагается в центре композиции, под сенью
лаврового дерева; в руках она держит палицу и рог изобилия. Завершают
убранство первого яруса скульптуры четырёх героев Древней Греции: легендарных
участников Троянской войны -Ахилла, его сына Неоптолема и Аякса — и
знаменитого полководца Александра Македонского.
Колоннаду второго яруса венчают двадцать восемь скульптур,
продолжающих вертикальный рисунок колонн. Это олицетворение четырёх времён
года, четырёх ветров, четырёх стихий, а также древнегреческая муза Урания
(покровительница астрономии) и египетская богиня Исида (защитница
мореплавателей). Каждый скульптурный образ повторён дважды, но зритель этого
не замечает, так как взгляд воспринимает всегда только две стороны башни. Всё
декоративное убранство выполнила в 1812—1813 гг. группа российских
скульпторов во главе с Феодосием Фёдоровичем Щедриным.
|