Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в.
воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная
особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил
постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко
появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.
Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу,
возведённую к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Джакомо
делла Порта (около 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной
части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф
церкви здесь
короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного
типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).
Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный
мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями.
Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы
намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный
прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом —
через преодоление страстей и пороков.
Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо
делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных
яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по
краям спиралевидными деталями — волютами (итал. voluta — «завиток») и словно
перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный и выразительный облик.
Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в
стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к
этим постройкам).
Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко
внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была
перестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зданию,
возведённому в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил с западной стороны
большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный.
Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству,
где находится могила Святого Петра.
Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил
в своей жизни не очень много. В Риме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона
(1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского университета (1642—1660 гг. ) и
Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).
Для церкви Сан-Карло был отведён маленький и очень
неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини
сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам
расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви.
Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два
яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка
выступает вперёд, и её (Движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется,
что плотная, тяжёлая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это
любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма
чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь всё
располагает к сокровенному общению человека с Богом.
В XVII столетии в Италии возводилось много дворцовых
ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и
загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо (дворец) Барберини
(1625—1663 гг.).
Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и
Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму
которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор
объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся
парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нём
некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.
|