Карл Иванович Росси был сыном итальянской балерины,
приехавшей в 80-е гг. XVIII в. в Россию. Он обучался в мастерской Винченцо Бренны,
любимого зодчего Павла I. В 1802 г., вместе с получившим отставку Бренной, он
совершил поездку за границу.
В 1816 г. Росси был определён на службу при дворе в
качестве главного архитектора, а вскоре получил от Александра I заказ
возвести дворец для младшего брата императора, великого князя Михаила
Павловича. Совершенно неблагоустроенный участок в центре столицы архитектор
преобразил в великолепный городской ансамбль.
Грандиозный Михайловский дворец (1819—1825 гг.; ныне
Государственный Русский музей) по традиции симметричен: в центре роскошный восьмиколонный
портик, по бокам — ризалиты с арками. Главный фасад выходит в парадный двор,
обнесённый чугунной оградой. Позади дворца Росси разбил живописный парк,
сбегающий по склону берега к реке Мойке, а перед дворцом создал площадь
прямоугольной формы, которую обрамляют дома с единым рисунком фасадов.
Напротив парадного входа дворца была проложена улица, соединившая площадь с
Невским проспектом. Реконструкция этого участка продолжалась до 1840 г.
Одновременно Росси начал заниматься ещё одним
императорским заказом — перестройкой здании, стоящих на Дворцовой площади,
для нужд государственных учреждений. Напротив пышного Зимнего дворца Росси
возвёл два монументальных симметричных строения — Министерство финансов и
Министерство иностранных дел, расположив линию их фасадов по дуге. В высшей
точке этой дуги, подчёркивая парадный выход на площадь, он поставил арку
Главного штаба, которая соединила корпуса министерств в единую композицию
(1819—1829 гг.). Могучие колонны стоят на рустованном цоколе; на светлом фоне
стены выделяются круглая скульптура и рельефы, отлитые из чугуна.
Скульптурное убранство посвящено Отечественной войне 1812 г. На пьедесталах
лежат воинские доспехи, они же украшают стены. Воины сторожат въезд под арку,
над ними летят Славы с лавровыми венками в руках, и, наконец, над карнизом на
фоне неба триумфально движется колесница крылатой богини Победы.
Ансамбль Дворцовой площади был завершён в 1834 г., когда в
центре её возвели по проекту архитектора Огюста де Монферрана Александровскую
колонну в честь победы в войне 1812 г. Это самая высокая триумфальная колонна
в мире, её высота сорок семь с половиной метров.
В конце 20-х гг. Карл Росси выиграл конкурс на перестройку
старого здания Сената и тем самым — на завершение всего архитектурного
ансамбля Сенатской площади. Росси перестроил одну из сторон площади. Напротив
Адмиралтейства он расположил симметричную композицию из двух одинаковых
зданий — Сената и Синода (1829— 1834 гг.), которые соединяет арка, устроенная
над Галерной улицей. Сенатская площадь приобрела парадный вид и единый стиль
благодаря тому, что разные зодчие использовали общие архитектурные приёмы
классицизма.
Наиболее значимой для Росси стала работа по проектированию
и строительству ансамбля Александрийского театра (1816—1834 гг.; ныне
Российский академический театр драмы имени А. С. Пушкина). Архитектор
поставил огромное здание театра узким, торцевым фасадом к Невскому проспекту
и оформил перед ним парадную площадь с небольшим сквером. Главный фасад
украшает восьмиколонная лоджия, по краям которой — гладкие стены с нишами и
скульптурой, а над ней размещается квадрига Аполлона. На более широких
боковых фасадах — мощные портики, в их цоколе устроены проезды для экипажей.
Идея Росси в целом близка решению Театральной площади в Москве,
спроектированной Осипом Бове. Но в архитектурном оформлении здания проявилась
любовь Росси к декоративным деталям, поэтому петербургский театр выглядит
праздничнее и наряднее московского.
Отношения между архитектором и императором Николаем I не
сложились. Закончив строительство театра, Карл Росси подал рапорт об отставке
и был немедленно уволен. |