В конце XVII в. в московской
архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции,
черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на
пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего
Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710)
построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева.
Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.
Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698—
1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была
увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа
математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В
1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как «мешала движению».
Почти в то же время в Москве и её окрестностях (в усадьбах
Дубровицы и Уборы) возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие
западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный (?
— 1727) построил по заказу А. Д. Меншикова церковь Архангела Гавриила у
Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой её композиции служит
объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.
В развитии московской архитектуры заметная роль
принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной
колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741 — 1770 гг.) и знаменитых Красных
ворот в Москве (1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни
Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась
в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы
не предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть
более торжественно и была видна издали.
Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним
из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства и
многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень
показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских
войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные
триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на
средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота.
Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне.
Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.
Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной
триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали
Красными («красивыми»). Первоначально центральная, самая высокая часть
завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и
пальмовой ветвью. Над пролётом помещался живописный портрет Елизаветы,
позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми, более
низкими проходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие
императрицу, а ещё выше -статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию,
Торговлю, Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены
более чем пятьюдесятью живописными изображениями.
К сожалению, в 1928 г. замечательное сооружение было
разобрано по обычной для тех времён причине — в связи с реконструкцией
площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро, памятник уже
совсем другой эпохи.
|