Петер Беренс родился в Гамбурге в богатой
аристократической семье. Восемнадцатилетним юношей он поступил в живописный
класс Художественной школы в городе Карлсруэ. В течение десяти лет Беренс был
поглощён поисками своего стиля. В 1896 г. он уехал в Италию, а вернувшись в
Германию, обратился к декоративно-прикладному искусству, которое в то время
привлекло пристальное внимание художников.
Немецкий герцог Эрнст Людвиг фон Гессен, известный меценат
и собиратель произведений искусства, в 1899 г. основал близ городка
Дармштадта колонию художников и архитекторов. Он дал мастерам землю,
предложил застроить её, поселиться и работать. Беренс в числе других получил
приглашение и принял участие в деятельности колонии. Здесь он возвёл первое сооружение
— собственный дом (1901 г.).
Молодой архитектор счёл английский коттедж наиболее
удобным типом частного жилища. Двухэтажный, с простой планировкой, этот дом
воплощал скромный и строгий стиль жизни, характерный для Германии.
Уже на следующий год Беренс создал одно из лучших
произведений. В 1902 г. на первой Международной выставке современного
декоративного искусства в итальянском городе Турине мастер оформил
выставочные залы Германии.
В 1907 г. произошло событие, определившее дальнейшую
судьбу Беренса. Дирекция крупнейшего немецкого концерна AEG (нем. Аllgemeine Eletrizitats
Gesellschaft — «всеобщая электрическая компания») пригласила его на должность
главного художника. Он стал первым европейским специалистом, создавшим единый
представительский стиль компании. Беренс занялся проектированием внешнего
вида продукции концерна (теперь это называют промышленным дизайном). Компания
получила фирменную упаковку, обзавелась каталогами с выразительными обложками
и броскими рекламными плакатами. Вершиной этой деятельности стало возведение
промышленных зданий, в которых наиболее отчётливо проступили черты новой
архитектурной эстетики.
Первым сооружением, которое Беренс построил для концерна
AEG, стала Турбинная фабрика в Берлине (1909 г.). Главный корпус — цех сборки
турбин — был смонтирован из металлических конструкции, и это освободило
внутреннее пространство от ненужных опор. Стены почти полностью стеклянные, с
металлическими перегородками. Металлические детали фасада скрыты
железобетонными стенами, которые имитируют циклопическую (из огромных
каменных блоков) кладку. Мощи промышленного производства в полной мере
соответствовала лишённая убранства рациональная архитектура, обыгрывавшая
выразительные возможности таких материалов, как железобетон, металл, стекло.
Несколько иным был проект Фабрики высокого напряжения,
которую Беренс возвёл в 1910 г. также в Берлине. Более сложный
технологический процесс заставил объединить в одном здании разнообразные
производственные помещения. Рисунок главного фасада соответствовал их
расположению: стены-витражи указывали на местонахождение цехов, небольшие
прямоугольники окон — на конторские и подсобные помещения, выступающие
башенки — на лестничные клетки.
Монументальный стиль Беренса, проявившийся в постройках
для концерна AEG, привлёк к нему внимание немецкого правительства. Архитектор
получил заказ на строительство здания Посольства Германии в Петербурге (1911
—1912 гг.). Его фасад он украсил огромной колоннадой из тёмно-красного
гранита, на три четверти выступающей из стены. Колоннада упрощена так, что
почти не чувствуются её античные прообразы.
Первая мировая война принесла Беренсу разочарования и
творческую депрессию, он мало строил в то время.
Сооружённый вскоре после войны комплекс производственных
зданий завода в Оберхаузене (1921 — 1925 гг.) — образец рационального стиля,
которому архитектор остался верен до конца.
В последние годы жизни мастер занимался проектами крупных
промышленных и административных зданий и ансамблей. Функциональное осмысление
производственного процесса и придание ему эстетического смысла — вот основы,
которые он заложил для дальнейшего развития мировой промышленной архитектуры.
|