На рубеже
XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный
архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая
строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня
(серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность
которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна —
скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры.
Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов,
цапель. На лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с
изображением цветов, листьев, диковинных птиц, грифонов.
Б Петербурге одним из основных архитектурных типов стал
доходный дом, обычно в пять — семь этажей. На первом этаже размещались
магазины, на втором — конторы, с третьего до мансарды — квартиры, сдававшиеся
внаём. Они были различного качества и цены: чем выше, тем дешевле. Доходные
дома соответствовали новой, деловой жизни города и придавали ему европейский
вид.
Возводились в Петербурге также изысканные частные дома.
Особняк знаменитой балерины Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте
построен Александром Ивановичем Гогеном (1856—1914) в 1904—1906 гг. К
двухэтажному жилому корпусу примыкает одноэтажный с анфиладой комнат:
вестибюлем, парадными залами, столовой, зимним садом. Высокое выпуклое окно
зимнего сада объединяет пространство особняка с внешней средой.
Одним из ведущих петербургских архитекторов рубежа веков
был Фёдор Иванович (Юхан Фредерик) Лидваль (1870—1945). Он родился в
Петербурге в семье шведского подданного. Лидваль окончил Училище технического
рисования, учился в Академии художеств.
Он строил банки, учебные заведения, доходные дома,
гостиницы, особняки. Самое известное произведение мастера — доходный дом на
Каменноостровском проспекте (1899—1904 гг.), принадлежавший его матери Иде
Лидваль. Это комплекс корпусов разной высоты с большим парадным двором,
открывающимся на улицу. Лидваль придал криволинейные очертания карнизам и
оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные для
северного модерна. В оформлении здания использованы разнообразные отделочные
материалы: штукатурка, грубооколотый камень кофейных тонов и гладкая
керамическая плитка.
Доходный дом А. Ф. Циммермана на Каменноостровском
проспекте (1906—1908 гг.) очень живописен.
Местоположение дома на пересечении двух улиц Лидваль
подчеркнул тем, что угловую часть здания сделал выше и увенчал её
декоративной башенкой. Контраст светлой штукатурки и яркой коричневой
глазурованной плитки в облицовке первого этажа усиливает общее праздничное
впечатление.
В так называемом «Шведском доме» на Малой Конюшенной улице
(1904—1905 гг.) — шестиэтажном здании с просторным концертным залом, которое
принадлежало евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины, — наиболее
интересен главный фасад. Его общий спокойный строй нарушен в центре лоджией с
группой эркеров, балконов, башен, связанных между собой криволинейным
фронтоном. Сочетание в облицовке гранитной поверхности, светло-жёлтой плитки
и зернёной штукатурки придаёт зданию элегантность и благородную красоту.
В первое десятилетие XX столетия, в период расцвета
модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие мастера
использовали элементы классического ордера и декора. Но если для одних зодчих
это были всего лишь детали, подчинённые общему замыслу, или просто украшения,
то другие стремились воплотить сам дух классики, воссоздать её образ —
главным образом русский ампир. Так постепенно сложилось особое стилистическое
направление — неоклассицизм, который противопоставил свободным, стихийным
формам модерна логику и ясность.
Примерами обращения Лидваля к неоклассицизму являются
здания Второго общества взаимного кредита на Садовой улице и Азовско-Донского
банка на Большой Морской, построенные в 1907—1909 гг. Оба они расположены
вплотную к соседним домам, следовательно, обозримыми являются только их
фасады. В здании Азовско-Донского банка обыгрываются мотивы русского ампира.
Вход украшает гигантский колонный портик, наверху расположено полуовальное
окно, по фасаду проходит лента фриза с античным орнаментом, в нишах
установлены изящные вазоны.
Лидваль достиг согласованного слияния новых форм с
классическими, поэтому его произведения органично вписались в историческую
архитектуру северной столицы. В декабре 1918 г. зодчий расстался с родным
Петербургом и уехал в Стокгольм, где ещё двадцать лет продолжал плодотворно
работать. |