На рубеже XVII и XVIII вв. в
России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в
западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые
столетия, то в России он произошёл стремительно—в течение жизни одного
поколения.
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий
суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры
(например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя
темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве,
которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков,
существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в
несколько лет.
Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули
не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было
поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить
отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и
живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I
приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых
талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в
Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры»
(ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали
возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и
приобретённое мастерство.
XVIII столетие в истории русского искусства было периодом
ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников
были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих
соотечественников и работать с иностранцами на равных.
По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом
виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со
множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским
коллекциям размахом и роскошью.
АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на
отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург.
Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало
«крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского
монарха).
16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была
заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре
переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место
оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно:
приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.
По замыслу Петра I, прежде всего нужно было застроить и
заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными
рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями
Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец
русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки,
чтобы приучить их к водной стихии.
На Васильевском острове начали возводить каменные дома для
дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра
Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов.
Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в
новый порт из Голландии.
К середине 20-х гг. на Васильевском острове появились и
другие постройки. До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718— 1734
гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств
Петровской эпохи.
По проекту французского архитектора Жана Батиста
Александра Леблона (1679—1719) Васильевский остров предполагалось сделать
центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова,
а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторона. Само
Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё
необходимое для строительства кораблей) было основано в 1704 г. Рядом с ним
поселились мастера-корабелы и моряки, а неподалёку Пётр I заложил свой первый
дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но
каждый день здесь бывал и работал.
Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец
(1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер), который Пётр
подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это
здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные
растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не
деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах,
которые образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в
России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из
Версаля (резиденции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами
(от франц. par terre — «на земле»).
Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев
античных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему
саду, посетители могли знакомиться с новым для России видом искусства и с
античной мифологией.
Петербург был построен по европейским меркам необычайно
быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё
бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А
спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи
фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров,
а по всей стране запрещено было строить каменные дома.
Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в
первой половине XVIII в. был окружён императорскими резиденциями — в Стрельне
и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных
дворцах и городских парках проводились шумные торжества.
В годы правления Анны Иоанновны (1730—1740 гг.),
племянницы Петра I, в Петербурге появились новые крупные архитекторы. Михаил
Григорьевич Земцов (1688—1743) учился у иностранцев в России, Пётр Михайлович
Еропкин (около 1698—1740) — в Риме, Иван Кузьмич Коробов (1700 или 1701—1747)
— в Голландии.
Земцов создал церковь Святых Симеона и Анны в Петербурге
(1731—1734 гг.). Взяв за основу схему Петропавловского собора, мастер
несколько изменил её: купол церкви увеличил, а колокольню сделал более низкой
и объёмной.
По проекту Коробова в конце 20-х — 30-е гг. было
перестроено здание Адмиралтейства. Именно тогда на нём появился знаменитый
шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля, — служивший главным
ориентиром на левом берегу Невы. От Адмиралтейства расходился «трезубец»
главных магистралей города — Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой
улицы, которые начали застраиваться жилыми домами.
Архитекторы в то время в основном реконструировали старые
здания, планировали и благоустраивали центр Петербурга, в частности мостили
деревянными щитами набережные.
В 1741 г. на престол взошла императрица Елизавета
Петровна, дочь Петра I. Во времена её правления (1741 — 1761 гг.) вновь стали
строиться многочисленные роскошные дворцы, для украшения которых приглашали
художников, как русских, так и иностранных.
|