Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он
поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и
архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке. Орта перешёл на
архитектурное отделение Гентской академии художеств. Затем он учился у
архитектора Альфонса Бала (1818—1895), построившего в столице Бельгии здание
Музея старинного искусства.
В 1892 г. Орта получил первый заказ. Известный
брюссельский инженер и промышленник Эмиль Тассель предложил молодому
архитектору построить для него городской дом (1892—1893 гг.).
Пространство первых этажей брюссельских жилых домов
традиционно просматривалось насквозь: в них раньше устраивали служебные
помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём, но использовал его
совершенно иначе. Вестибюль восьмигранной формы, в который попадает вошедший
с улицы человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно
переходит в гостиную и лестницу. Гостиная поднята на пол-этажа по сравнению с
вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами. Лестница, ведущая на
второй этаж, поражает изяществом изогнутых маршей и напоминает ручей,
извивающийся среди травы и деревьев.
Фантазия Орта в отделке интерьеров дома Тасселя переходит
границы архитектуры и стремится к свободе живописи или графики. «Я спрашивал
себя, — говорил мастер, — почему архитекторы не могут быть столь же
независимыми, как художники?» Металл для Орта — живой, органичный материал,
способный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы
табачного дыма. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические
прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Их окружают тонкий орнамент кованых
лестничных ограждений, яркие краски витражей, геометрический узор мозаичных
полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на
зоны. Чудесный мир металла, стекла и света превратил творение Орта в
уникальное жилище, удобное и одновременно далёкое от реальности.
Первый особняк принёс молодому архитектору славу и новые
заказы. Особняк химика Армана Сольве (1895—1900 гг.) зажат соседними домами.
Однако, создавая его фасад, Орта уже не оглядывался на традиционные схемы.
Поверхность фасада напоминает морскую волну — это впечатление возникает
благодаря двум фонарям и ограждениям балконов, образующим единую композицию.
Интерьер столовой особняка Сольве, одно из высших
достижений архитектора, немного похож на интерьеры рококо. Любовь к
орнаментам и стремление к комфортабельности жилого пространства, характерные
для этого стиля, созвучны духу модерна.
В 1896 г. Орта получил заказ от Бельгийской рабочей партии
на строительство Народного дома, где должны были проходить съезды и другие
общественные мероприятия этой организации. Он построил дом в 1896—1899 гг.
Угловой участок с выходом на площадь позволил архитектору эффектно изогнуть
главный фасад здания, поместив в центре вогнутой линии главный вход. В
интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана;
сложная, ребристая конструкция её потолка напоминает свод средневекового
собора.
Над столовой расположен лекционный зал, стены которого
полностью смонтированы из металлических элементов. Здание Народного дома
стало образцом функционального использования металла в общественном
строительстве.
В 1922—1928 гг. Орта спроектировал и построил в Брюсселе
Дворец изящных искусств. Стиль этого здания тяжёлый и архаичный, в традициях
середины XIX в. Он далёк от тех изящных экспериментов с металлическими
конструкциями, которыми архитектор занимался в прежние годы.
В 1927 г. Виктор Орта возглавил Брюссельскую академию
художеств. Отойдя от архитектурной практики, последние двадцать лет жизни
мастер посвятил педагогической деятельности.
|