К 1945 г.
мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг.
эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе
Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Последний стремился создать своего
рода канон современного зодчества в виде высотного здания — «коробки» со
сплошь остеклёнными стенами. Под влиянием манеры Миса ван дер Роэ построены
десятки административных зданий в Америке и Европе.
Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны
с международным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы
зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии.
Главным направлением развития европейской архитектуры тех
лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны (когда
Роттердам, Ковентри, Гавр, Ганновер и другие города были буквально стёрты с
лица земли) дали архитекторам возможность воплотить в жизнь принципиально
новый тип города. Как правило, восстановительные работы велись по единому
плану согласно требованиям «Афинской хартии» Международного конгресса по
современной архитектуре, изданной в 1943 г, Смыслом этих требований было
разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и
транспортных зон в городах, а также поиск равновесия между городом и
природной средой. Исключением является Гавр, восстановленный в 1945—1950 гг.
под руководством Огюста Перре (1874—1954) по традиционной градостроительной
схеме XIX в. Стройный, торжественный облик города соответствует его роли
морских ворот Франции.
В середине 50-х гг. строительная техника переживала
настоящую революцию. Всё более широко использовались возможности современных
материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок
(надувные сооружения) и др. Именно тогда обрело реальную почву высказывание
бразильского зодчего Оскара Нимейера: «Я стою за неограниченную свободу
пластических форм, противопоставляя их рабскому подчинению соображениям
техники и функционализма». С середины 50-х гг. архитектура Запада — это
пёстрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии направления
— брутализма (от англ. brutal — «грубый»), считая главным содержанием
архитектуры строительство, выставляли напоказ конструктивную основу
сооружения. Примером может служить здание редакции журнала «Экономист» в
Лондоне (1964 г., архитекторы Элисон и Питер Смитсоны). Но господствующее
направление архитектуры того времени называют новым барокко: в моду вошли
выразительные криволинейные формы и конструкции, принцип которых был
заимствован из мира живой природы. Так, аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке
(1960—1962 гг., архитектор Эро Сааринен) по форме напоминает морского ската.
Конец 60-х гг. — время «переоценки всех ценностей» в
западной культуре. Подверглась сомнению возникшая в 20-х гг. традиция
современной архитектуры с её идеалами функционализма и порядка. Новая
концепция строительного искусства, ставшая в 70—90-х гг. господствующей,
получила название постмодернизма.
Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и «чистотой
стиля» ради уюта и декоративности. Их здания и ансамбли — причудливое
сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы
антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, а с игривой
иронией или даже в окарикатуренном виде. Иногда архитектура прячется от
зрителей за зеркальной облицовкой («здания-призраки»), иногда «украшается»
вынесенными наружу трубами и проводами технических коммуникаций. |