Творчество Бартоломе Эстебана Мурильо завершает золотой
век испанской живописи. Работы Мурильо безукоризненно точны композиционно,
богаты и гармоничны по колориту и в высшем смысле слова красивы. Его ощущения
всегда искренни и деликатны, но в полотнах Мурильо уже нет той духовной
мощи и глубины, которые так потрясают в работах старших
его современников.
Жизнь художника связана с его родной Севильей, хотя ему
приходилось бывать в Мадриде и других городах. Пройдя обучение у местного
живописца Хуана дель Кастильо (1584—1640), Мурильо много работал по заказам
монастырей и храмов. В 1660 г. он стал президентом Академии художеств в
Севилье.
Своими полотнами на религиозные сюжеты Мурильо стремился нести
утешение и успокоение. Не случайно он очень часто писал образ Богоматери. Из
картины в картину переходило изображение Марии в виде прелестной юной девушки
с правильными чертами лица и томным взором, обращённым к небесам. Её невинный
облик должен был вызывать у зрителя чувство сладкого умиления. Тем же духом
пронизаны и сюжетные композиции художника, изображавшие, например, Марию,
нежно взирающую на Святого Иосифа с Младенцем («Святое семейство», 1650— 1655
гг.).
Большое внимание Мурильо уделял жанровой живописи. Главные
его герои — симпатичные дети в лохмотьях — с аппетитом уплетают фрукты
(«Мальчики с дыней и виноградом», 1б4б г.), играют с животными («Мальчик с
собакой», 50-е гг.), торгуют на улице («Продавщица фруктов», 70-е гг.). В
отличие от многих работ художника на религиозные темы лучшие его жанровые
сцены абсолютно не сентиментальны, в них видна острая наблюдательность
художника. И вместе с тем эти картины проникнуты глубоким лиризмом и
добротой. Действие большинства из них происходит в трущобах, но их
пространство словно залито светом. Многие полотна украшены мастерски
написанными натюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает
ощущение радости и полноты жизни.
После смерти Мурильо испанская школа живописи практически
перестала существовать. Общий уровень мастерства резко упал, художники работали
под влиянием итальянских, французских и немецких живописцев. В Испании время
от времени появлялись выдающиеся мастера, но об испанской школе как о явлении
в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.
|