В декоративно-прикладном
искусстве Франции XVIII в. наиболее интересно оформление интерьера.
Внутреннее убранство помещения в стиле рококо делало
пространство лёгким и хрупким. Стены казались тонкими, прямые углы тщательно
маскировались, особую популярность приобрели овальные формы. Важную роль
играли ширмы и передвижные плоские стенки, зрительно изменяющие простран-
ство. Стены оформлялись инкрустацией и маленькими
живописными панно с пейзажами. В цветовой гамме обоев и обивки мебели
преобладали бледные тона — голубой, нежно-розовый, серовато-жемчужный. Именно
таковы интерьеры отеля Субиз в Париже (1735— 1740 гг., мастер Жермен Боффран)
и замка в городке Шан (середина XVIII в., мастер Кристоф Гюе). Здесь
представлена характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики
и кушетки с изогнутыми ножками, золочёные бра и подсвечники с тонкими
причудливыми очертаниями.
Большой популярностью пользовались тогда декоративные
композиции, выполненные в стиле шинуазри (франц. chinoiserie — «китайщина»).
Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с
изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они
органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо
подлинными китайскими изделиями.
В середине 60-х гг. XVIII в., с развитием неоклассицизма,
убранство помещений стало простым и изысканно строгим. Яркий пример нового
стиля — интерьеры покоев Людовика XV в Версале, выполненные Жаком Анжем
Габриелем в 1735—1774 гг. Предметов мебели здесь немного, но все они
устойчивы и просты. На смену изогнутым формам рококо пришли строгие прямые
линии. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку
лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие
пилястры и полуколонны.
Изменились и представления о пространстве. В эпоху рококо
даже большое по площади помещение должно было производить впечатление
будуара. Декораторы неоклассицизма стремились к обратному эффекту — они
создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных
размеров комнат и залов.
|