Каждая эпоха
накладывает свой отпечаток на предметы, окружающие человека. В конце XVIII —
первой половине XIX в. политические режимы, воззрения, обычаи в Европе
приходили и уходили с невиданной прежде быстротой. Столь же стремительно
менялись и стили декоративно-прикладного искусства.
Центром художественных перемен, как и перемен
общественных, в то время была Франция. Стиль революции, вызванный к жизни
Великой Французской революцией, отказался от бесполезной роскоши и обратился
к простым, часто даже простонародным формам бытовых предметов. Современники
видели свой идеал в суровом и сдержанном искусстве республиканского Рима и
классической Греции.
С приходом к власти Наполеона Бонапарта сложился стиль
ампир. Выполненные в этом стиле декоративно-прикладные изделия по своим
художественным достоинствам не уступали архитектуре, скульптуре и живописи.
Мастера копировали античную мебель и посуду, найденные при раскопках в
Помпеях, в искусстве возобладало влияние императорского Рима и эпохи
Возрождения. В наполеоновские времена Европа послушно повторяла пришедшие из
Франции формы, мотивы и орнаменты. Только Англия, отвергая всё французское,
ориентировалась на устаревшие образцы XVIII в, да российские мастера проявляли
заметную творческую самостоятельность. Лишь после 1815 г.
декоративно-прикладные изделия каждой страны обрели своеобразные национальные
черты, но законодательницей вкусов оставалась Франция.
В 1815 г. империя Наполеона пала, правление Бурбонов было
восстановлено, наступил период Реставрации (1815—1830 гг.). Стиль Реставрации
унаследовал многое от ампира, но полностью утратил присущую ему строгость
пропорций и форм, а украшения стали чрезмерно тяжеловесными и пышными.
Почти одновременно, в 10—40-х гг. XIX в., в Германии и
Австрии процветал стиль бидермейер. Для созданных в этом стиле предметов
характерны неприхотливость и лёгкость очертаний, которые ценились больше, чем
пышность и величественность.
До начала XIX в. любое изделие — кувшин, серьги или
мебельный гарнитур — было неповторимым произведением мастера, который
создавал его от начала и до конца. Позднее мастера заменили художник,
рисовавший будущую вещь, и ремесленник, воплощавший замысел в дереве,
фарфоре, металле. По одному рисунку изготовляли десятки одинаковых предметов.
Часть работы стали выполнять механизмы, и декоративно-прикладное искусство к
середине XIX в. постепенно превратилось в отрасль промышленности. |