Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич
Левицкий, писавший самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и
т. д.
Левицкий сначала учился на родине, в Киеве, у А. П.
Антропова, а затем в Петербурге. Настоящий успех и звание академика принёс
ему парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769—1770 гг.). Его герой
воплощает идеал эпохи Просвещения: это творческая личность, человек,
осознающий свой долг и своё положение. Он мягким, но величественным жестом
указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств, одним из
авторов которого был.
Своеобразен портрет Прокопия Акинфиевича Демидова (1773
г.) — промышленника, занимавшегося благотворительной деятельностью. Он
представлен в полный рост на фоне колонн и драпировок, как было принято на
парадных портретах. Однако атласный халат и ночной колпак не соответствуют
этому жанру. Окружающие Демидова лейка, цветы в горшках, луковицы растений и
книга по садоводству не случайные предметы: в них заключена аллегория его
благотворительной деятельности. В глубине картины изображено здание
московского Воспитательного дома, в организации которого он участвовал.
Нашедшие там приют дети — это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов —
«садовник». Такое «домашнее» изображение персонажа, не имевшего благородного происхождения,
не принижало, а, напротив, превозносило его.
В 1773—1776 гг. Левицкий написал серию портретов
воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки на портретах погружены
в занятия искусством и наукой. Е. И. Нелидова показана живописцем в
театральном костюме во время представления, Г. И. Алымова играет на арфе, а
Е. Н. Молчанова изображена перед физическими приборами. Все портреты должны
были составить живописный ансамбль для украшения интерьера Смольного
института.
В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы —
шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах
почти осязаемы.
Левицкий создал много камерных портретов. Особенно привлекателен
образ Марии Александровны Дьяковой (1778 г.), невесты архитектора и поэта Н.
А. Львова, близкого друга художника. Домашнее платье, простая причёска, а не
парик, мягкая улыбка и румянец — всё это создаёт ощущение теплоты и уюта.
|