В XVIII в. важнейшими
художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в
Венеции развивалось современное искусство, то в Вечный город живописцы,
скульпторы, поэты и мыслители приезжали, чтобы изучать памятники античности,
эпохи Возрождения и общаться друг с другом — делиться опытом, обсуждать
творческие проблемы.
Ведущим стилем итальянской живописи XVIII столетия
являлось барокко, а главной фигурой, безусловно, был Джованни Баттиста
Тьеполо — последний хранитель традиций итальянского монументального
искусства.
Джованни Баттиста
Тьеполо
(1696—1770)
Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции, но основная
часть его жизни прошла в самых разных итальянских городах. Приходилось ему
работать и в Германии, и в Мадриде, где он делал росписи для королевского
дворца (там Тьеполо и умер). Его первым учителем живописи был мастер
исторической картины Грегорио Лаццарини. Однако по-настоящему серьёзное
воздействие на него оказали два венецианских монументалиста — Джованни Баттиста
Пьяцетта (1682—1754) и Себастьяно Риччи (1659—1734), сохранившие в своём
искусстве традиции монументальных росписей итальянского Возрождения.
С наибольшим блеском дарование мастера раскрылось во
фресках дворцовых построек Одно из зрелых произведений Тьеполо — росписи
Большого зала палаццо Лабиа в Венеции (1745—1748 гг.). Композиции «Встреча
Антония и Клеопатры» и «Клеопатра и Марк Антоний входят на корабль»
расположены в простенках между окнами. Их обрамляют многочисленные
архитектурные детали, как реальные, так и нарисованные. В этих фресках,
повествующих о встрече древнеримского полководца Марка Антония и египетской
царицы Клеопатры, впоследствии ставшей его женой, события разворачиваются на
фоне величественных сооружений, в них участвует масса персонажей. Колорит и
фактура росписей яркие, лёгкие. Живописец стремится не столько показать
историческое событие, сколько создать ощущение праздника.
Роспись резиденции архиепископа-курфюрста Франконии в
городе Вюрцбурге художник выполнил вместе с сыновьями в 1750—1753 гг. В
здании, построенном знаменитым немецким архитектором Бальтазаром Нейманом в
стиле барокко, Тьеполо расписал тронный зал и вестибюль парадной лестницы.
Фрески тронного зала, посвященные бракосочетанию императора Священной Римской
империи в XII в. Фридриха I Барбароссы и Беатрисы Бургундской, по стилю
перекликаются с живописным ансамблем палаццо Лабиа.
В вестибюле, на потолке площадью около шестисот пятидесяти
квадратных метров, художник поместил композицию «Олимп и четыре части света».
Олимпийские боги (на Олимпе, самой высокой горе Греции, согласно
древнегреческой мифологии, обитали боги) находятся в центре, в мягкой синеве
небесной сферы; они словно парят
в бесконечном пространстве. В изображениях аллегорий
четырёх частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине
беспредельна: причудливые одежды, экзотические атрибуты, персонажи разных рас
и национальностей вызывают у зрителя захватывающий интерес. Особенно хороша
Америка — индианка, восседающая на огромном крокодиле. Многолюдный земной мир
противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного.
Позднее Тьеполо успешно повторил подобный приём в росписях
королевского дворца в Мадриде (1764—1766 гг.), сделав небо «главным героем»
композиций.
Творчество Тьеполо связано с традицией барокко и по форме,
и по духу: захватывающее ощущение чуда пронизывает все его работы.
|