Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули,
грека по происхождению. Он родился на острове Крит в Средиземном море,
который принадлежал Венецианской республике. Это сказалось на формировании
его как живописца: он испытал влияние и византийских иконописцев, и мастеров
итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провёл в Венеции и Риме.
Под влиянием Тициана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с
цветом, правилами построения перспективы.
Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию.
Официального признания художник здесь не получил: представленная ко двору
картина «Мученичество Святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II.
Потерпев неудачу при дворе в Мадриде, Эль Греко поселился в Толедо — бывшей
столице Испании.
Монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586—
1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе в Толедо. Согласно местному преданию,
в 1312 г. во время похорон графа Оргаса — богатого, но очень скромного и
набожного горожанина, пожертвовавшего своё состояние храму Сан-Томе, —
произошло чудо: с небес спустились святые Августин и Стефан и сами похоронили
умершего.
Композиция картины традиционна для того времени: в нижней
части, на земле, совершается погребение, а в верхней, на небесах, душа графа Оргаса
предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми. Здесь в полной мере
проявилось дарование художника: и удивительная способность создавать образы мистических
видений, и острый глаз портретиста, и великолепное чувство цвета (особенно
хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных
участников церемонии). В этом произведении заключена глубокая идея: силы
земной и небесной Церкви соединяются, чтобы прославить обычного человека, не
совершившего подвигов; жизнь его так же драгоценна, как жития великих
мучеников или святых.
В картине «Апостол Андрей и Святой Франциск Ассизский»
(1590— 1595 гг.) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и
итальянского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции
сцен «святого собеседования», широко известных в итальянской живописи эпохи
Возрождения. На подобных картинах изображали людей, никогда не встречавших
друг друга в земной жизни, но, согласно христианским представлениям, на
небесах пребывающих в духовном общении. Апостол Андрей опирается на косой
крест, на котором он был распят, а на руках Святого Франциска ясно видны
стигматы. Таким образом, в сцене собеседования святых ощущается незримое
присутствие Спасителя. Интересно, что в картине нет характерных для Эль Греко
сочных красных или жёлтых пятен; колорит, основанный на нежных серо-голубых и
зелёных тонах, создаёт настроение покоя, умиротворения.
Изображения святых — значительная часть творческого
наследия Эль Греко (это характерно и для всей испанской живописи в целом).
Особенно удавались ему парные композиции, построенные на противопоставлении
разных характеров и темпераментов. В картине «Апостолы Пётр и Павел» (1614
г.) задумчивость и грусть Петра оттеняют горячую энергию и властность Павла.
Эль Греко написал множество картин на сюжеты из Нового
Завета. В «Сошествии Святого Духа»
(1б10—1614 гг.) показано событие, резко изменившее всю
жизнь учеников Христа. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося
сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им
разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».
Сила Святого Духа, нисходящая на апостолов и Деву Марию, вызывает в них духовный
восторг и озарение. Их состояние художник передал через контрасты света и
тени на лицах, через позы и жесты, через силуэты, которые кажутся трепещущими
подобно языкам пламени. Зритель не сразу замечает, что апостолы расположены
по кругу, а фигура Марии — в центре композиции. Но именно этот приём помог
художнику создать ощущение устойчивости, равновесия.
Построение композиции и пространства, колорит и персонажи
резко отличают живопись Эль Греко от произведений других испанских
художников. В своём творчестве мастер всё дальше отходил от традиций
современного ему искусства. Поэтому у Эль Греко практически не было
последователей.
|