Европейская скульптура в
начале 19 века пережила краткий период расцвета. Но уже в 20-х гг. он
сменился упадком и застоем. Господствующим и наиболее плодотворным стилем
оставался неоклассицизм. Интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима
был повсеместным, обладание прославленными античными шедеврами стало важным
вопросом международной политики того времени. Так, в 1797 г. Наполеон
Бонапарт по условиям мирного договора с побеждённой Австрией вывез из Италии
(после войны 1701 —1714 гг. значительная часть Италии была завоёвана
Австрией) немало памятников древности, и они оставались в Париже до 1815 г.
В181б г. английский посол в Греции лорд Томас Брюс Элджин перевёз большую
часть скульптурного убранства Парфенона — знаменитого древнегреческого храма
в Афинах — в Лондон. В то же время молодые художники устремились из
европейских столиц в страны Средиземноморья в поисках впечатлений и открытий.
Рим сделался средоточием художественной жизни Европы; привлекала
путешественников и Греция, в 1829—1830 гг. освободившаяся из-под власти
Османской империи (султанской Турции).
Романтизм привнёс в скульптуру интерес к личности; о его
влиянии свидетельствуют многочисленные памятники великим людям прошлого,
воздвигнутые в различных европейских городах в 20—30-е гг. XIX в.
В целом же скульптура с её обобщённым художественным
языком не могла вместить всего многообразия впечатлений от жизни, которая
менялась буквально на глазах. Главным искусством XIX столетия стала живопись,
а скульптуре предстояло ещё долго идти по пути мелочного и унылого
натурализма, до тех пор пока в 80-е гг. французский мастер Огюст Роден не
вернул её высокое предназначение.
|