Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII
столетия был Фёдор Степанович Рокотов, сын крепостного, окончивший Академию
художеств.
Рокотов прославился в основном небольшими по формату, так
называемыми камерными, или кабинетными, портретами, персонажи которых
приближены к зрителю. Они словно беседуют с каждым, кто на них смотрит. Таков
портрет литератора Василия Ивановича Майкова (конец 60-х гг.), человека
ироничного и замкнутого, скрывающего эти качества под маской жизнелюба.
«Портрет неизвестной в розовом платье» (70-е гг.) поражает богатством
неуловимых оттенков розового цвета — от полупрозрачных до ярких и насыщенных.
Образ юной девушки полон обаяния и жизни. Её тёмные глаза пристально и
доброжелательно смотрят на зрителя.
Но, пожалуй, самое известное произведение Рокотова —
портрет Александры Петровны Струйской (1772 г.). На бледном молодом лице
выделяются глаза: её взор такой же искренний, как у ребёнка. Но в то же время
душа этой женщины остаётся загадочной и таинственной.
Покров тайны, окружающий персонажей Рокотова, усиливается
неопределённым, расплывчатым пространством и освещением. Трудно установить
источник света на его портретах: он может падать отовсюду, а может исходить
как бы изнутри самой модели, как на портрете А. П. Струйской.
Кажется, что все образы Рокотова, особенно женские
(«Портрет В. Е. Новосильцевой», 1780 г.; «Портрет В. И. Суровцевой», вторая
половина 80-х гг.), похожи друг на друга. Простые лица выражают одновременно
гордость, одухотворённость и теплоту. Вниманием к внутреннему миру героев, их
духовной жизни Рокотов отчасти предвосхитил искусство XIX столетия.
|