Рубеж XIX—XX
столетий — переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы,
проигранная русско-японская война 1904—1905 гг. и революция 1905—1907 гг.,
Первая мировая война 1914—1918 гг. и как следствие революции в феврале и
октябре 1917 г., свергшие монархию и власть буржуазии... Но в то же время
наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет. В 1881 г. для широкой публики распахнулись двери частной
картинной галереи известного купца и мецената Павла Михайловича Третьякова, в
1892 г. он передал её в дар Москве. В 1898 г. открылся Русский музей
императора Александра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г. по инициативе
историка Ивана Владимировича Цветаева (1847—1913) в Москве начал работу Музей
изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина).
«Серебряным веком» назвал этот период в истории русской
культуры философ Николай Александрович Бердяев. Эклектизм в архитектуре,
реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и
назидательный тон уходили в прошлое. Им на смену пришёл стиль модерн. Его
легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и
иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощрённым шрифтам и
орнаментам в графике.
На рубеже веков в России возникло множество художественных
объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так
называемые артистические колонии — Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной
крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохновлённых идеей
возрождения народной культуры.
АРХИТЕКТУРА
ФЁДОР ШЕХТЕЛЬ И АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ
Фёдор Осипович Шехтель (1859— 1926) родился в Саратове в
семье инженера из обрусевших немцев. После смерти отца семейство перебралось
в Москву. Мать Шехтеля стала экономкой в доме собирателя живописи П. М.
Третьякова. Атмосфера любви к искусству, царившая здесь, повлияла на будущего
зодчего. Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. Училище он не окончил, однако это не помешало
его самостоятельной работе.
С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в
России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские
особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания,
банки, типографии и даже бани. Кроме того, мастер оформлял театральные
спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал
церковную утварь.
Классическим образцом русского модерна считается особняк
предпринимателя и коллекционера С. П. Рябушинского, построенный Шехтелем в
1900—1902 гг. на Малой Никитской улице. (В 1931 г. дом был переделан в
соответствии со вкусами нового жильца — писателя Максима Горького.) Каждый
фасад имеет неповторимый облик: крыльца, балконы, окна — неправильной формы и
разного размера. Оконные переплёты и рамы изгибаются, словно ветви деревьев.
Нежно-жёлтые стены украшены туманно-голубым мозаичным фризом с изображением
ирисов. Орнамент решётки ограды состоит из спиралей — декоративный мотив,
характерный для стиля модерн.
Интерьер дома также полностью спроектирован Шехтелем. Окна
просторного вестибюля украшены витражами с рисунками в виде гигантского крыла
бабочки и диковинных трав. На полу мозаика с узором, похожим на водную зыбь.
По потолку стелется лепнина: кувшинки, морские звёзды, улитки. Стены затянуты
тканью болотного оттенка. Светильник похож на гигантскую медузу,
поднимающуюся из водных глубин. С капители (венчающей части) колонны,
подпирающей низкий потолок, свисают змеи. Центральная лестница из
искусственного мрамора ведёт на верхний этаж.
В 1901 г. Шехтель спроектировал российские павильоны на
Международной выставке в Глазго (Шотландия). Над входом в центральный
павильон помещались рельефные гербы Москвы, Архангельска и Ярославля.
Постройка напоминала сказочный терем с башенками, украшенными деревянной
резьбой по мотивам древнерусских былин. Она стала ярким образцом неорусского
направления в модерне. За этот проект Шехтелю в 1902 г. было присвоено
почётное звание академика архитектуры.
В 1902—1904 гг. мастер перестроил в том же стиле
Ярославский вокзал в Москве. Здесь нашла воплощение тема природы и зодчества
Русского Севера, что соответствует северному направлению железной дороги.
Фасад был оформлен керамическими панно, выполненными в абрамцевской
мастерской, интерьер — картинами Константина Коровина.
Горячий поклонник Московского Художественного театра, Шехтель
в 1902 г. безвозмездно перестроил старое здание и выполнил внутреннюю
художественную отделку. Он сконструировал сцену с вращающимся полом,
осветительные приборы, театральную мебель из тёмного дуба. По замыслу Шехтеля
оформлен и занавес со знаменитой белой чайкой — напоминание о мхатовской
постановке пьесы А. П. Чехова, с которым архитектор был дружен.
После революции 1917 г. Шехтель преподавал, создавал новые
проекты, но они так и остались неосуществлёнными.
|