Первым
художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм.
Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно
после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре
Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие
художники. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что
оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике
итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди
диких зверей». Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Спустя короткое
время «дикими» стали называть себя и русские, и немецкие художники —
приверженцы нового искусства.
Осенний салон произвёл настоящую сенсацию: ранее
неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. До
этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная
выставочная деятельность. Не было и группы как таковой. Однако общее
стремление к новому живописному языку — эмоциональному, яркому — на некоторое
время сделало их очень похожими. У них было много общих корней — увлечение
живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их теорией чистого
цвета, восточным и примитивным искусством.
Фовисты не считались ни с какими установленными в
европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения
или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма,
— писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным,
красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до
самых глубин».
Импрессионизм, вокруг которого ещё вчера ломалось столько
копий, рядом с полотнами фовистов выглядел вполне традиционным,
реалистическим искусством. «Вообразить мир таким, каким нам хочется» — под
этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие
открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к
самовыражению. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал
собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался
на отдельные голоса — фовизм как течение просуществовал всего несколько лет.
Андре Дерен (1880—1954) всю жизнь оставался верен
юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре.
Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит,
внимание к форме. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура
(местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и
автопортрет. Дерен с успехом работал в области книжной графики, иллюстрировал
произведения французских поэтов Гийома Аполлинера и Андре Бретона. Известен
он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских
сезонов».
Морис де Вламинк (1876—1958) не получил систематического
художественного образования и с гордостью признавался, что «не переступал
порога Лувра». Его пейзажи динамичны по форме и ярки по колориту. Работая в
«классической» фовистской манере, он действительно почти не смешивал красок,
писал то геометрически правильными, широкими раздельными мазками, то ван-гоговскими
крутыми завитками.
Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро
и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции,
переданной Парижу. Работа витражиста, с которой Руо начал свой путь в
искусстве, повлияла на его живописную манеру: цветные формы он обычно
ограничивал широким чёрным контуром. На фоне общего праздничного настроения
живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Персонажи художника —
клоуны, уличные девицы, гротескно-уродливые жители городских предместий.
Картины на евангельские темы, обычно воспевающие величие духа, у Руо
пронизаны щемящим чувством слабости и беззащитности человека.
Кес ван Донген (настоящее имя Теодор Мари Корнель, 1877—
1968) — французский художник голландского происхождения. На его полотнах
живые рельефные мазки сочетаются с сияющими ровными зонами, словно
подсвеченными изнутри. Картины ван Донгена шокировали зрителей: обычно он
изображал представителей социального дна и делал это вызывающе, плакатно,
броско. Однако, привыкнув к его манере, за видимой грубостью и вульгарностью
можно обнаружить утончённость и своеобразную гармонию, присущую новой эпохе.
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947)
выделяла его из фовистского окружения. Даже когда он писал чистыми красками и
использовал контрастные цвета, их сочетания были тонки, изысканны. В отличие
от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько
внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были
доки и гавани). Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом,
что у видевших их под впечатлением от реальных видов — моря, небесного
простора, корабликов и лодок с цветными флажками — сразу рождается мысль:
«Как у Марке!». |