Новые
течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией
художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие
«открытия».
В громкости подобных заявлений представителям футуризма не
было равных. Это естественно: само название футуризм (от лат. futurum —
«будущее») говорило об их намерении создавать новое искусство, искусство
будущего, приверженности к переменам и о решительном отказе от традиций.
Основатель движения Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944),
итальянский поэт, опубликовал первый манифест футуризма на страницах
парижского журнала «Фигаро» в феврале 1909 г. «Главными элементами нашей
поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт». «Нет шедевров без агрессивности»,
— провозглашал он. Программ и манифестов у футуристов было очень много —
гораздо больше, чем творческих достижений. Например: «Убьём свет луны» (1909
г.) или «Манифест против „Монмартра"» (1913 г.). А кроме того, проходило
множество устных выступлений, футуристических вечеров. Громкое эхо футуризма
звучало и в Париже, и в России, но его идеологическим центром была Италия.
Здесь набирало силу националистическое движение, позже приведшее к
установлению фашизма. Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира»,
с культом сильного кулака и агрессии пришёлся, что называется, «ко двору».
Под первой, собственно художественной программой,
«Манифестом художников-футуристов» (11 февраля 1910 г.), подписались все
итальянские художники — члены группы: Умберто Боччони (1882—1916), Джакомо
Балла (1871 — 1958), Карло Карра (1881 — 1966), Джино Северини (1883—1966) и Луиджи
Руссоло (1885—1947). Вскоре они выпустили «Манифест техники футуристической
живописи».
В чём его главное содержание? Что было для
художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего движение.
И конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической
цивилизации. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет
более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само
динамическое ощущение...» — заявляли футуристы. Передача движения достигалась
просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая
и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы
совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы
движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить
влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».
Подчас разложение движения доводит изображение до
абстракции, как это происходит, например, в циклах Баллы «Скорость-Пейзаж»
(1912 г.), «Линия-Скорость», «Вихрь» (1914 г.).
В футуристическом искусстве не следует искать глубокого
психологизма, интереса к внутреннему миру человека. Напротив, культ машины
вдохновлялся мечтой о «создании механического человека с заменимыми частями».
В 1913 г. был опубликован «Манифест механического искусства», а Северини и
его товарищи населили свои картины механическими существами, похожими на
роботов (хотя слово это возникло лишь в 1920 г.).
Однако всё это было уже отзвуком былого футуристического
шума. Постепенно футуризм растворился в других художественных течениях. |