На выставке гиперреалистов
(греческая приставка «гипер-» означает «сверх») зритель может растеряться:
написанные краской картины выглядят точь-в-точь как фотографии большого
формата. И художники-гиперреалисты вовсе не скрывают своих пристрастий к
фототехнике. Более того, возникшее на рубеже 60—70-х гг. в США течение
вначале и называлось фотореализмом. Термин «гиперреализм» появился лишь
некоторое время спустя (впервые -в одном из отзывов Сальвадора Дали).
Гиперреалисты писали акриловыми красками, благодаря
которым поверхность картин приобретала глянец фотоснимка. Работая над
композициями, они откровенно пользовались диапроекциями на холсты. Впрочем,
само понятие «композиция» как искусство компоновки художественного
пространства лишь в самой малой мере применимо к их полотнам, одна из
характерных особенностей которых — запланированная «случайность кадрировки».
Гиперреалисты считали, что в отличие от любых других
направлений, в том числе и поп-арта, их творчество наиболее доступно для
понимания, так как фотографии есть в каждом семейном альбоме. Действительно,
их картины стали чрезвычайно популярными, ведь там всё было «как в жизни».
От поп-арта гиперреализм унаследовал использование «чужой»
техники и интерес к самым обыденным происшествиям и предметам. При этом почти
каждый из гиперреалистов разрабатывал отдельную, привычную для себя тему:
один писал портреты, другой — изображения ковбоев, кто-то — светящиеся
вывески, кто-то — автомобили и т. д.
Огромные холсты выглядят как рекламные щиты. Панорамы
чрезвычайно редки, обычно укрупнённо представлены некие детали. И если многие
фотографы, чьим работам присущи образность, эмоциональность, справедливо
претендуют на звание художников, то в картинах гиперреалистов нет чувств,
переживаний, которые, по их мнению, «способны исказить объект». Мир гиперреалистов,
стерильный и бездушный, существует без конфликтов, тревог, радостей.
Фотографическая достоверность деталей (обычно выделяемых контрастной
светотенью) только подчёркивает холодную отчуждённость изображаемого.
Преувеличивая предмет в буквальном смысле слова, художник придаёт мимолётному
впечатлению от него вес и солидность, делает его значительным. При этом
взгляд зрителя не фокусируется: любая деталь на горизонте очерчена так же
резко, как и предмет на первом плане.
Используя акриловые краски и стекловолокно, гиперреалисты
создавали свои скульптуры. Если в галерее посетитель случайно заденет одну из
них — сидящую или стоящую фигуру, одетую в костюм, шляпу, стоптанные туфли,
то вполне может, приняв её за живого человека, попросить прощения. Так велика
степень иллюзорности. И всё же, несмотря на абсолютную обыденность сюжетов и
кажущуюся простоту изображения, многие гиперреалистические работы проникнуты
настроением какого-то напряжённого ожидания, так называемого саспенса (англ. suspens
— «беспокойство», «тревога ожидания»). В ещё большей мере эта черта присуща
концептуальному искусству. |