Большинство итальянских
художников-пейзажистов работали в жанре ведуты (итал. veduta) — городского
архитектурного пейзажа. В этом жанре можно выделить два направления. Одно из
них представляют венецианцы Каналетто (настоящее имя Джованни Антонио Каналь,
1697—1768) и его племянник Бернардо Беллотто (1720— 1780). Произведения Каналетто
— это развёрнутые панорамные виды Венеции, в которых мастер тщательно
передаёт все природные и архитектурные красоты города. Как правило, он писал
центральную часть Венеции — площадь Сан-Марко с собором, Большой канал. На
лучших полотнах Каналетто город словно омывают потоки золотистого,
пронизанного солнечным светом воздуха. В пейзаж художник обычно включал
красочные сцены регаты, торжественных шествий или прогулок нарядных
венецианцев. Главное для Каналетто — ощущение жизни родного города как
вечного праздника.
Работы Бернардо Беллотто перекликаются с произведениями Каналетго
— те же гладкая манера живописи, ровное солнечное освещение и внимание к архитектурным
деталям. В суховатой точности городских видов Беллотто многое напоминает
современную фотографию. Художник постоянно путешествовал, работал в Вене,
Дрездене, несколько лет прожил в Польше. Его пейзажи сейчас обладают не
только художественной, но и исторической ценностью — они воссоздают
утраченный ныне облик городов с любовью и поразительной точностью.
К другому направлению в итальянской ведуте, которое часто
называют романтическим, принадлежит творчество венецианского мастера Франческо
Гварди (1712 — 1793). Помимо видов центра Венеции он начал писать маленькие
улочки и неприметные, неприглядные кварталы. Его картины были, как правило,
небольшими и имели вертикальный формат (мастер не стремился создавать широкие
панорамные виды). Яркий пример такого пейзажа — «Венецианский дворик» (70-е
гг.). Здесь краски положены мелкими мазками, фигуры людей утратили контуры,
освещение рассеянное и тускловатое. Благодаря такой манере мир венецианских
трущоб и заброшенных бедных кварталов обрёл чарующее, волшебное обаяние.
Иногда эти маленькие пейзажи Франческо Гварди наполнены пронзительной
печалью, иногда — нежностью и теплом.
Обширные творческие связи итальянских мастеров XVIII в. с
художниками из многих стран Европы способствовали становлению национальных
школ, влияли на развитие стилей и индивидуальной манеры живописцев. В XVIII в.
Италия нашла свой путь в искусстве, оставаясь по-прежнему открытой остальному
художественному миру.
|