Государственная
Третьяковская галерея в Москве — одно из крупнейших собраний русского
изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр.
Музей носит имя основателя — московского купца Павла Михайловича Третьякова
(1832—1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею (около двух
тысяч произведений), а также небольшую коллекцию брата Сергея Михайловича
Третьякова (1834—1892) и дом в Лаврушинском переулке, который начали
перестраивать под музейное здание.
«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы
нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях»,
— писал П. М. Третьяков. Он хотел создать публичный музей национального
искусства, дающий «полную картину нашей живописи». Третьяков не только
собирал произведения, важные для истории русского искусства, но, заказывая
картины, морально и материально поддерживал художников, чтобы они не зависели
от вкусов рынка. «Он вынес на своих плечах вопрос существования целой русской
школы живописи», — писал И. Е. Репин.
Современное Третьякову искусство было представлено в
собрании прежде всего передвижниками, но в 60-х гг., когда Товарищества передвижных
художественных выставок ещё не было, он покупал картины официальной
академической школы, с конца 80-х гг. — произведения М. В. Нестерова, К. А.
Коровина, В. А. Серова и др. Тогда же Третьяков начал собирать графику, в
90-х гг. — иконы.
В 1872 г. к дому Третьякова была сделана первая пристройка
специально для музея; в 1881 г. он открылся для посетителей. Вход был
бесплатным, полотна разрешалось копировать. В одном зале соседствовали
картины разных эпох, иногда они висели в пять-шесть рядов: коллекционер
никогда не держал произведения в запасниках. Работы художников не делились на
главные и
второстепенные, каждая считалась уникальной. Третьяков
знал в галерее всё вплоть до последнего гвоздя, которым холст прибивался к
подрамнику. Он сам покрывал картины лаком и выполнял первые реставрации.
Третьяков скончался в 1898 г. В завещании он просил ничего
в экспозиции не менять. После его смерти музеем управлял Совет Третьяковской
галереи, избиравшийся Городской думой. Совет решил приобретать произведения
как старого, как и нового искусства, но размешал вновь поступавшие работы
отдельно от основного собрания — в залах, которые специально отстраивались в
бывшем жилом доме Третьякова. Во время реконструкции 1900—1905 гг. музейные
здания обрели новые фасады, выполненные по проекту В. М. Васнецова. Главный
фасад с рельефным изображением Георгия Победоносца стал символом музея.
В 1913 г. Совет галереи возглавил художник и искусствовед
Игорь Эммануилович Грабарь. Он задумал превратить галерею в музей
современного типа. Объединив старое третьяковское и новое собрания, Грабарь разместил
картины каждого художника в одном зале или на одной стене, расположив
художественный материал в хронологическом порядке. Было составлено первое
научное описание собрания — каталог галереи, изданный в 1917 г., создана
постоянная реставрационная мастерская.
Вскоре после Октября 1917 г. музей был национализирован и
получил название Государственная Третьяковская галерея. Первым её директором
стал И. Э. Грабарь. Это была эпоха присвоения государством частных коллекций,
особняков, усадеб и дворцов; огромное количество произведений искусства
распределялось между музеями. В 1918 г. был основан Национальный музейный
фонд— главный источник пополнения галереи. Многие владельцы художественных
ценностей, считая Третьяковскую галерею единственным надёжным местом в годы
революции и Гражданской войны, временно размещали там свои коллекции. Вскоре
они были объявлены государственной собственностью. Так в галерее оказались
частные собрания Е. В. Борисовой-Мусатовой, М. П. Рябушинского, В. О. Гиршмана
и др.
Во второй половине 20-х гг. к Третьяковской галерее
присоединили коллекции нескольких музеев, в том числе Цветковской галереи (в
основном графика), Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова,
собрание русской живописи из Румянцевского музея (где, в частности,
находилась картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»). В 1925 г. собрание
западноевропейской живописи С. М. Третьякова было передано в Музей изящных
искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Такие
шедевры иконописи, как Владимирская икона Божьей Матери и «Троица» Андрея
Рублёва, поступили из Успенского собора Московского Кремля. Продолжались и
закупки, в основном приобретались произведения советского искусства.
Увеличивавшиеся коллекции требовали постоянного расширения
галереи. В 1929 г. к музею присоединили бывший дом Соколикова, расположенный
рядом с галереей, а в 1935— 1936 гг. по проекту А. В. Щусева возвели новый
корпус в правой части музейного комплекса. В 1986 г. для филиала музея было
передано здание Государственной картинной галереи на Крымском валу. С 1982 по
1996 г. шла последняя крупная реконструкция: возвели основной запасник музея,
где расположились реставрационные мастерские, инженерный корпус, а также
детская студия, лекционные и выставочные залы. Предполагается продолжить
строительство музейного комплекса до Обводного канала и вдоль Малого Толмачёвского
переулка. Тогда «квартал искусств» будет завершён.
Сейчас в собрании галереи более ста тысяч произведений.
Оно включает разделы древнерусского искусства, русской живописи XVIII в.,
первой половины XIX в., второй половины XIX в. и рубежа XIX—XX вв., русской
графики XVIII — начала XX в., русской скульптуры и крупнейший раздел
советской живописи, графики и скульптуры.
|