Примерно в середине XVIII в.
одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в
которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки,
высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой,
который принято называть «готическим Возрождением», продолжался вплоть до
начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом
стиле).
Основателем «готического Возрождения» был граф Хорас Уолпол
(1717— 1797), литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто». В
1746—1790 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл
(Твикнем, пригород Лондона). Она стала своего рода реальным воплощением
выдуманного замка Отранто. Уолпол пригласил нескольких архитекторов и сам был
их консультантом и вдохновителем. Все элементы постройки, заимствованные из
реальных готических сооружений, расположены очень прихотливо, в необычных
сочетаниях. Например, для книжных шкафов использовались копии украшений из
старого собора Святого Павла в Лондоне, а перекрытия галереи на вилле
повторяли своды капеллы короля Генриха VIII.
Уолпол восхищался асимметричностью и «живописным
беспорядком» средневековых готических соборов. Кроме того, постройка в
готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного
парка. Она навевала исторические ассоциации, заставляя зрителя воображать
себя участником давних событий.
Так называемое Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии,
располагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (1760—1844), богатейшего
английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено в 1796—1807
гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746— 1813). Как и замок Хораса Уолпола в Строуберри-хилл,
Аббатство Фонтхилл было материальным воплощением сооружения, описанного Бекфордом
в его фантастическом романе «Ватек». Наполненное сумрачными лабиринтами
галерей и коридоров, перекрытых высокими готическими сводами, здание
соответствовало романтическому настрою писателя. Извилистые парковые аллеи
как будто продолжали внутренние галереи Аббатства. Освещение самих галерей в
свою очередь напоминало свет в парке и превращало интерьер в пейзаж, словно
перенесённый внутрь здания. К сожалению, до наших дней Аббатство Фонтхилл не
сохранилось.
Своей вершины архитектура «готического Возрождения»
достигла в Англии уже в XIX в. Однако если в XVIII столетии готический стиль
выражал вкусы и прихоти владельцев построек, то позже он стал государственным
стилем. Именно в этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в
Лондоне (архитекторы Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин) — одно из центральных
сооружений английской архитектуры того столетия. |