Имя австрийского художника Густава Климта неразрывно
связано со стилем модерн. Он оказался одним из тех незаурядных мастеров,
которые прокладывали новые пути в искусстве и были способны повести за собой
других.
Климт получил образование в Венской школе прикладного
искусства. Затем он долгое время работал как художник-декоратор в модном
тогда в Австро-Венгрии эффектном варианте классицизма, пользуясь большим
успехом.
В начале 90-х гг. мастер начал серьёзно изучать
современное искусство, особенно те явления, которые были противоположны
официальному академическому вкусу. Климта привлекали поэзия (прежде всего
творчество австрийских авторов Гуго фон Гофмансталя и Райнера Марии Рильке),
философия и история искусства. Огромное впечатление произвели на художника
древнегреческая скульптура периода архаики (VII—VI вв. до н. э.) и
крито-микенская вазопись, которые заставили его по-другому взглянуть на
знакомые и любимые им античные образы.
Первые работы, созданные в совершенно новом для Климта
стиле, относятся к 1895 г. Прежде всего это композиция «Любовь». Прекрасная
молодая пара, написанная почти с фотографической точностью, показана в
условном пространстве, напоминающем клубящиеся облака. В таинственном
сиренево-сером тумане проступает несколько женских лиц — девушка, зрелая
женщина, безобразная старуха. Эти лица-маски, возможно, символы страданий и
смерти, неизбежно сопутствующих любви. Полотно пронизано тонким романтизмом,
а дерзкое сочетание натурализма и аллегории придаёт ему особую изысканность.
В похожем стиле выполнена и картина «Музыка». На ней
изображены женская фигура с кифарой в руках (аллегория Музыки) и статуи
сфинкса и силена (вероятно, олицетворение сил природы, покорённых волшебством
искусства). Они размещены так, что, несмотря на плоский фон, у зрителя
возникает ощущение объёмности пространства. Филигранная отточенность рисунка,
нежный колорит, построенный на игре бледно-голубых, зелёных и жёлтых тонов,
делают картину удивительно гармоничной и изящной.
В 1897 г. Климт стал лидером нового союза — венского
Сецессиона, или «Объединения художников Австрии». Название «Сецессион» (от
лат. seccessio — «отделение», «уход»), заимствованное у похожих объединений в
Мюнхене и Берлине, говорило о нежелании молодых мастеров сотрудничать с
академическими организациями. Художники Сецессиона начали издавать журнал «Ver
Sacrum» (лат. «весна священная»), в котором изложили свои цели: создание
новой системы отношений между человеком и миром, основанных на стремлении к
красоте, создание искусства, призванного быть посредником в этих отношениях,
и, наконец, системы выставок, которые служили бы делу объединения мастеров
разных стран и направлений. Первая выставка Сецессиона (1898 г.) представила
самые интересные явления европейского модерна и символизма: в ней участвовали
французский художник Пьер Пюви де Шаванн и русский скульптор Павел Петрович (Паоло)
Трубецкой, швейцарский живописец Арнольд Бёклин и многие другие.
Став лидером венского Сецессиона, Климт превратился в
одного из самых смелых экспериментаторов. Отныне его картины всегда вызывали
критику и споры. Стиль художника времён расцвета Сецессиона прекрасно
продемонстрирован в полотне «Юдифь» (1901 г.). Согласно ветхозаветной
традиции, иудейка Юдифь, обезглавив ассирийского полководца Олоферна, спасла
родной город от неприятеля. Ломая традиционные представления о Юдифи —
благородной героине, Климт придал ей черты «роковой» соблазнительницы, Её
полуобнажённая фигура, написанная мягкими, скользящими мазками, полна
чувственного очарования. Одежды Юдифи, покрытые сложным декоративным узором,
составляют одно целое с фоном картины.
Этот образ часто связывают с важным для живописца
символическим персонажем, названным им Nuda veritas (лат. «обнажённая
истина»), — обнажённой женской фигурой, которая олицетворяет чувственные
инстинкты, несущие человеку зло. Позднее, в 1909 г., страшная и вместе с тем
чарующая сила энергии зла была воплощена художником в другом библейском
образе — танцующей Саломеи. Мрачное лицо, резкий ломаный рисунок,
декоративная изысканность одеяния — всё это отталкивает душу, но притягивает
взгляд, оставляя зрителя в томительном напряжении.
В 1902 г. Климт выполнил грандиозный цикл панно
«Бетховенский фриз», посвящённый Девятой симфонии Людвига ван Бетховена
в интерпретации Рихарда Вагнера. Композиции живописца
должны были занять три стены и дать зрительное представление об основных
образах симфонии: это страдания человечества, силы зла и символический хор,
исполняющий радостный финал.
Панно были предназначены для зала венского Сецессиона, в
котором поместили скульптуру «Бетховен» немецкого мастера Макса Клингера
(1875—1920) и картины других членов Сецессиона, близкие ей по духу.
Получилось целостное произведение, основанное на синтезе искусств — одной из
важнейших идей стиля модерн. За соединением разных работ стояло представление
о духовном братстве художников, призванном изменить мир и человека.
Большое место в творчестве Климта занимал портрет. Чаще
всего он писал женские образы, наделяя их то романтической мягкостью, то
выразительной эмоциональностью. Одним из самых оригинальных стал «Портрет
Адели Блох-Бауэр» (1907 г.). Находясь под огромным впечатлением от
путешествия в Италию в 1903 г. и от увиденных в Равенне византийских мозаик,
художник поместил модель в золотисто-оранжевое пространство, заполненное
причудливым орнаментом. Лицо и платье героини словно растворяются в нём, а
обнажённые руки и плечи смотрятся несколько неестественно.
Не менее интересны пейзажи Климта, напоминающие изысканные
декоративные панно. В лучших из них — «Крестьянский сад с подсолнухами»
(1905—1906 гг.), «Аллея в парке перед дворцом Каммер» (1912 г.) — живописец
использует элементы пуантилизма (техники точечных мазков), что придаёт пейзажу
особую лёгкость.
Позднее творчество Климта отличает ещё большая
напряжённость, доходящая до подлинного трагизма. Он начал писать яркими
красками, возможно, благодаря влиянию фовизма. В полотне «Смерть и жизнь»
(1916 г.) явно отразились потрясения военных лет. Аллегории Жизни (клубок
переплетённых тел) и Смерти (скелет в узорчатом синем плаще) расположены на
строгом тёмно-коричневом фоне. Общая композиция предельно проста (Жизнь и
Смерть противостоят друг другу) и глубоко эмоциональна. При этом сохраняется
свойственная мастеру увлечённость декоративной красотой.
Творчеству Густава Климта присущи все характерные признаки
стиля модерн: тяготение к символике и сложным аллегорическим образам,
стремление к необычным декоративным эффектам, постоянное желание
экспериментировать. Им всегда руководила вера в великое предназначение
искусства, которое может создать особый мир, где жизнь человека будет
строиться на основе красоты. |