Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве Харьковской
губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и
рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в
церквах, сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги Репин поехал
учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось,
поэтому он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где
познакомился с Иваном Николаевичем Крамским. Это знакомство надолго
определило творчество живописца.
В 1864 г., когда Репин наконец поступил в Академию
художеств, он уже был сторонником идей передвижничества. Первая картина,
которая принесла молодому живописцу шумную известность, — «Бурлаки на Волге»
(1870—1873 гг.) — как раз воплощала всё, что искали передвижники. Здесь и
бытовой жанр, причём тот, которого требовало время, — на полотне показана
нечеловеческая по своей тяжести жизнь простого народа. Здесь и портреты:
одиннадцать бурлаков — одиннадцать разных характеров, душевных состоянии,
жизненных истории, которые можно прочесть, если вглядеться в их лица.
Однако работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть
бесконечный простор противоположного берега Волги, высокое небо, могучая
сила, воплотившаяся в бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают
впечатление размаха. Репин придал современному сюжету те качества, которые до
него встречались лишь в полотнах на исторические и мифологические темы.
В 1873 г. Репин закончил академию и как лучший выпускник
получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и в Италию.
Вернувшись в Россию, Репин снова обратился к
реалистическим сюжетам. Центральная работа этого периода — «Крестный ход в
Курской губернии» (1880—1883 гг.). Многое на этом полотне напоминает о картине
«Бурлаки на Волге». Но если в «Бурлаках...» едва ли не главной для художника
была тема огромных сил, таящихся в русском народе, то в «Крестном ходе...»
преобладает социальная сатира, порой на грани карикатуры.
В 80-х гг. Репин написал несколько картин, героями которых
стали революционеры: «Отказ от исповеди» (1879—1885 гг.), «Арест
пропагандиста» (1880—1892 гг.) и самую известную из них — «Не ждали»
(1884—1888 гг.). В этих работах сказались все достоинства живописной манеры
мастера: точность портретных характеристик, тщательно выверенная композиция,
отношение к современности как к событиям исторического масштаба.
Ко времени расцвета таланта Репина относятся его
знаменитые картины на исторические сюжеты «Иван Грозный и сын его Иван 16
ноября 1581 года» (1885 г.) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
(1878-1891 гг.).
Художника привлекали не переломные моменты в истории, а
ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие
чувства и состояния. Так, в полотне «Иван Грозный и сын его Иван» важны не
столько приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства.
Главное в этой работе — глаза царя, в которых боль, ужас, отчаяние и
раскаяние почти перешли в безумие. Исторические декорации лишь подчёркивают
важность чувств, а также позволяют персонажам Репина открыто выражать их.
«Запорожцы...» — картина о политических событиях на
Украине XVII в., однако для художника важнее всего было показать смех (чтобы
понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предельно оскорбительным
и чудовищно непристойным). Кажется, здесь изображены все разновидности смеха:
от громогласного хохота до сдержанного хихиканья, — вся мимика и позы
смеющихся людей.
Наступил XX в., на смену передвижникам пришло новое
поколение с другими вкусами и интересами. После Октября 1917 г. репинская
дача «Пенаты» в Куоккале оказалась на территории отделившейся Финляндии, а
сам Репин попал в эмиграцию. Он прожил ещё долго и писал картины до конца
жизни, но его эпоха осталась в прошлом. |