Ни один из европейских
стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде,
поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие
страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально
переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.
Для английского искусства характерны большое внимание к
эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы
выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Всё это нашло блестящее
воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской
художественной культуры — обострённое внимание к проблемам этики и морали.
Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII—XVIII вв., буквально
пронизано идеей нравственного воспитания личности. Одним из ведущих в
живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску.
АРХИТЕКТУРА
В XVII и XVIII столетиях Англия наряду с Францией являлась
одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в
своём развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцы
для построек в других странах. Если XVII в. стал для английской архитектуры
эпохой ученичества, то в XVIII столетии уже был создан самостоятельный и очень
своеобразный архитектурный стиль.
В истории английского зодчества XVII—XVIII вв. невозможно
выделить чётко ограниченные периоды. Различные архитектурные стили и
направления существовали подчас одновременно.
ИНИГО ДЖОНС
(1573—1652)
В начале XVII в. в английской архитектуре произошли
большие изменения, связанные с именем Иниго Джонса, крупнейшего мастера того
времени. Он привнёс в неё дух классики: его работы выполнены под влиянием
выдающегося итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио.
С 1615 по 1642 г. Джонс был придворным архитектором
английских королей. Он делал декорации к театральным представлениям, а также
проектировал королевские дворцы. Первым среди них был загородный дом королевы
Анны (супруги короля Якова I) — Куинз-хаус в Гринвиче, пригороде Лондона
(1616— 1635 гг.). Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб,
совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового
фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто
английскую холодность, геометризм и строгость.
Следующая работа архитектора - Банкетинг-хаус в Лондоне
(1619—1622 гг.). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным
убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного
храма. Позднее, уже в 30-е гг. XVII в., Джонс создал проект нового дворца Уайтхолл,
частью которого должен был стать Банкетинг-хаус. Однако этот проект был столь
грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражали
вкусы английского двора того времени, однако большинство архитекторов вплоть
до конца XVII в. продолжали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях
средневековой Англии. И лить в начале XVIII столетия творчество Джонса было
заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для
построек английского палладианства. |