Иоганн Готфрид фон Шадов, немецкий скульптор, учился в
Берлине; посещал Дрезден, Вену, Флоренцию и Рим, где познакомился с Антонио Кановой;
путешествовал по Швеции, Дании и России. С 1788 г. он руководил скульптурной мастерской
в Берлине при дворе прусского короля, в 1815 г. возглавил берлинскую Академию
художеств.
Первая работа фон Шадова — гробница умершего в возрасте
восьми лет графа Александра фон дер Марка (1788—1791 гг.), выполненная
скульптором вместе с учителем — французским скульптором Жаном Пьером Анри Тассаром
(1727—1788). По средневековой рыцарской традиции умерший изображён лежащим в
воинских доспехах на саркофаге. Но в позе и облике юного графа столько
трогательной непосредственности, что его шлем и меч кажутся игрушками; перед
зрителем — заснувший за игрой ребёнок. Рельеф в нише над саркофагом
изображает мойр: суровая старуха Атропос готова оборвать едва начавшуюся нить
жизни, молодая Клото умоляет пощадить мальчика.
Фон Шадов владел и строгим языком монументальных форм — в
1789—1794 гг. он выполнил квадригу с фигурой Победы для Бранденбургских ворот
в Берлине. Однако скульптору была ближе реалистическая, почти бытовая
трактовка образов, даже когда он работал над памятниками. Такова
установленная в 1794 г. в Берлине статуя генерала Ханса Иоахима фон Цитена,
который изображён в глубокой задумчивости.
В Ростоке с 1819 г. стоит памятник герою наполеоновских
войн генерал-фельдмаршалу Гебхарду Леберехту Блюхеру, главнокомандующему
прусской армией в битве при Ватерлоо. Кажется, что полководец в косматой
бурке сейчас спустится с пьедестала. Фон Шадов прекрасно передал пылкий,
решительный характер Генерала Вперёд — такое прозвище было у Блюхера.
Фон Шадов — автор целой галереи скульптурных портретов
деятелей немецкой культуры. В бюстах писателя Кристофа Мартина Виланда (1805
г.) и поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1822—1823 гг.) скульптор добился
удивительной глубины образов при предельно сдержанной манере: черты лишь
намечены, но лица кажутся живыми.
Однако в некоторых своих работах фон Шадов слишком
увлекался натурализмом. Так, в группе «Луиза и Фредерика» (1795—1797 гг.),
изображающей принцесс великого княжества Мекленбург-Стрелиц (ко времени
завершения работы скульптора первая из сестёр стала прусской королевой), виртуозно
изваянные нежные формы лиц и рук соседствуют с дробными, чёткими линиями их
одежд и причёсок. Есть в этих статуях что-то неправдоподобное, кукольное,
сходное с позднеготической скульптурой.
Фон Шадов раньше других современников почувствовал, что
старые, традиционные формы ваяния начинают вырождаться.
|