Долгое время природа России казалась живописцам слишком
невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую прелесть
русского пейзажа, первое место по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану.
Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В
1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его
учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа — сначала Алексей
Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поленов. Картины художника,
начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Саввинская
слободка», 1884 г.), словно говорят зрителю: в России нет броских,
ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует
неторопливого, вдумчивого, любовного взгляда. Зато внимательному зрителю
откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая.
Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии,
чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, почти
неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым
угадывается ещё простор -и так без конца («После дождя. Плёс», 1889 г.).
Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист».
В картине «У омута» (1892 г.) Левитан обыгрывает образы
народной поэзии: омут — место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место
отчаяния — здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным;
весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути.
Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта
тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я бы хотел
выразить грусть».
Подобные чувства навевает и знаменитое полотно «Владимирка»
(1892 г.). Пустынная, бескрайняя дорога — путь осуждённых на каторгу —
рождает ощущение безысходности.
Картину «Над вечным покоем» (1894 г.) можно назвать
философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и
земля. Тайна смерти («вечный покой» — слова из заупокойной молитвы) и тайна
жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произведении.
Одна из самых лирических картин Левитана — «Вечерний звон»
(1892 г.). Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от посещений
Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца
на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, которое
рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих
скромных обителей. На картине изображён летний вечер. По нежно-голубому небу
плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в
ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг
монастыря лесок, освещённый последними лучами заката. Художник не использует
здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне
приглушённые, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего
дня.
В 1894— 1895 гг. в душе художника произошёл перелом. После
печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей
красоты картины. Одна из таких работ — «Золотая осень» (1895 г.). Это
произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.
Все русские художники рубежа XIX-—XX вв., изображавшие
природу, так или иначе испытали влияние творчества Исаака Левитана —
признавая или отвергая его живописную манеру. |