Для Европы
вторая половина 19 века — время активных социальных преобразований и быстрого
развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю,
установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870
гг.). Франко-прусская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г.
привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала
мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её
второй после Англии колониальной державой.
В Германии после австро-прусской войны 1866 г.
главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение
страны в 1871 г. в Германскую империю.
На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория
(1837— 1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в
Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха,
получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей
промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное
производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.
Люди искусства стремились уловить и передать в своём
творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые
прошедшими веками, отметались старые сюжеты.
Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни
оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже
проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных
живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы
печатали рецензии критиков.
Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались
всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями
демонстрировались и произведения искусства. В течение второй половины XIX столетия
художественное творчество, изменившись само, преобразило и материальную среду
человека — город, дом, комнату, платье, посуду...
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало
приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались.
Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры
сдавались внаём жильцам
разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка
становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный
тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик
многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между
городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными
двориками-колодцами. Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте
снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую
магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застроили внушительными
общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа.
Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой
замкнутости кварталов и связали город в единое целое. Кладбища переместились
к окраинам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа
вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в.
западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые
материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные
конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового
архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов,
вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных
выставок.
В европейском зодчестве середины XIX столетия
восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» — «выбирающий») —
архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и
декоративных форм различных стилей.
Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой
первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько «исторических» стилей
— романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо,
второй ампир.
Характернейший пример эклектизма в архитектуре — застройка
венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской
готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты
зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон
Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус
Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой
архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман).
Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех
времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной
истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и
культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор
как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Богатый
чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грёз (таковы
постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига II). Парламентские
здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды
напоминали о Средневековье, театры — о барокко и рококо.
Хотя эклектизм, по сути, явление «массовой культуры»,
среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как
французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898). Построенное им
здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861 — 1875 гг.), несмотря на
помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь
перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на
две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг
друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для
театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).
Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер (1803—1879),
известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ
эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразительному языку
архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа — Дворцовый театр
в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871 — 1878 гг.).
На протяжении полувека европейские архитекторы пытались
преодолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виолле-ле-Дюк
(1814—1879), французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60-х
гг. утверждал, что основой архитектурного образа должна быть конструкция,
отвечающая определённому назначению. К сходным взглядам почти в то же время
пришёл и Земпер, добавляя при этом, что зодчий должен «оживить» материал и
конструктивную схему, вложить в них
|