В 17 в. художественные традиции нидерландского искусства
продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но
самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого
разделения послужила драматическая история Нидерландов во второй половине XVI
в.
В то время в Нидерландах широко распространился
протестантизм — вероучение, отрицавшее почитание икон как идолопоклонство и
отказавшееся от церковного искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волна
иконоборчества. За несколько дней было разгромлено множество храмов и
монастырей, уничтожены статуи святых, алтари, иконы. Король Испании Филипп
II, под властью которого находились тогда Нидерланды, отправил в страну
большую армию, чтобы восстановить господствующее положение Католической
Церкви. Испанцы жестоко подавляли волнения, при этом десятки тысяч
нидерландцев погибли. В ответ на насилие вспыхнуло вооружённое восстание.
На севере страны, где протестанты составляли большинство
населения, в 1581 г. было провозглашено новое государство — Республика
Соединённых провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и довольно
скоро так стали называть всю страну.
На юге Нидерландов победу одержали испанцы. В 1585 г.
сдался последний оплот повстанцев — город Антверпен.
Филипп II в 1598 г. передал Южные Нидерланды любимой
дочери инфанте Изабелле (1566—1633). Вновь образованное государство в
официальных документах называли Католическими Нидерландами, в учёных трудах —
Бельгией, в просторечии же — Фландрией, как и самую развитую из входящих в
неё провинций. Оно полностью зависело от Испании.
В борьбе за религиозные идеи поражение потерпела культура:
немало прекрасных памятников искусства уничтожили протестанты, но и в
католических провинциях надолго пришлось забыть об исконной художественной
традиции. Католическая Церковь с подозрением относилась к сказочной пестроте
старонидерландского искусства. Художники, которые пытались по-своему
толковать библейские сюжеты, рисковали быть обвинёнными в ереси. Церковное
искусство изменилось. Оно отныне должно было не просто объяснять прихожанам
Священное Писание, а в буквальном смысле очаровывать, подчинять их сознание
авторитету Церкви. Этому служили органная музыка, причудливая архитектура
храмов, религиозная живопись. Если в Средние века храм мыслился как школа, то
в XVII в. он скорее напоминал театр.
|