Архитектура XVIII столетия
во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два
архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение
занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Эти стили во всём противоположны
друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют
«бунтом».
Стиль рококо отошёл от строгих правил классицизма XVII в.;
его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура
рококо ещё сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений
более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла
торжественность барокко и его тесную связь с Католической Церковью.
Самого слова «неоклассицизм» в XVIII в. ещё не существовало.
Критики и художники пользовались другими определениями — «истинный стиль» или
«возрождение искусств». Интерес к античности в XVIII столетии приобрёл
научный характер: археологи начали методические раскопки древних памятников,
архитекторы стали делать точные обмеры и чертежи сохранившихся фрагментов и
руин. Для неоклассицистов архитектура была способом переустройства мира.
Появились утопические проекты, в которых воплощались идеалы эпохи
Просвещения; позднее они получили название «говорящая архитектура».
АРХИТЕКТУРА РОКОКО
Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика
XIV (1643—1715 гг.), но в отличие от всех предшествовавших ему стилей
французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек
рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские
особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.
Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города,
скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные
очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII
в., а образовывали очень изящные асимметричные композиции. В центре обычно
помещался парадный зал, так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше,
чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. А окна в
этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек
рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью на
фантастические темы и множеством зеркал.
Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705
— 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Как и другие
особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными
въездными воротами.
В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон
(1735— 1738 гг.), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и
декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь все углы закруглены, нет ни
одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами,
помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Все стены украшены резными
панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют
пространство, придавая ему неопределённость.
В эпоху рококо был создан также один из самых красивых
городских ансамблей Франции — ансамбль трёх площадей в городе Нанси в
Лотарингии (на востоке страны), построенный в 1752—1755 гг. по заказу Станислава
I, герцога Лотарингского. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль
Эре де Корни (1705—1763).
Королевская площадь — перед Дворцом правительства —
представляет собой как бы огромный парадный двор, почти овальный. Всю площадь
обегает колоннада, которая включает в себя также портик Дворца. С него
открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер,
которая завершается триумфальной аркой. Она обозначает вход на главную
площадь ансамбля — прямоугольную площадь Станислава. Угловые въезды на неё
оформлены коваными решётками и воротами с изящным позолоченным узором. В
центре расположен конный монумент герцога Станислава I. Ансамбль в Нанси
хронологически завершает эпоху рококо.
|