Никола Пуссен (1594— 1665)
родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе
Франции. Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки живописи у
разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. В результате
подлинными его наставниками стали картины великих мастеров прошлого, которые
он изучал и копировал в Лувре.
В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Там он сложился
как художник и прожил большую часть жизни. Пуссен был всесторонне
образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы. Любимыми его
авторами были Гомер и Овидий.
Не удивительно, что в живописи Пуссена преобладала
античная тематика. Он представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир,
населённый мудрыми и совершенными людьми. Даже в драматических эпизодах
древней истории он старался увидеть торжество любви и высшей справедливости.
В одном из лучших произведений на античную тему «Царство
Флоры» (1631 г.) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы»,
которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.). Танцующая
Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и
жесты подчинены единому ритму — благодаря этому вся композиция пронизана
круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан
довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Связь живописи с
театральным искусством была закономерной для художника XVII в. — столетия
расцвета театра. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои,
страдавшие и безвременно погибшие на земле, старели покои и радость в
волшебном саду Флоры.
Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков,
призывавших к мужеству и сохранению
достоинства перед лицом смерти. Размышления о смерти
занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины
«Аркадские пастухи» (50-е гг. XVII в.). Жители Аркадии, где царят радость и
покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Это сама Смерть
обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя
задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Одна из женщин кладёт руку на
плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о
неизбежном конце. Однако, несмотря на трагическое содержание, художник
повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Композиция картины проста
и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук.
Фигуры написаны с помощью мягкой и выразительной светотени, они чем-то
напоминают античные скульптуры.
Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж. Он
всегда населён мифологическими героями. Это отражено даже в названиях
произведений: «Пейзаж с Полифемом» (1649 г.), «Пейзаж с Геркулесом» (1649
г.). Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и
деревьев. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ
одухотворённости мира. Туже идею выражает и композиция пейзажа — простая,
логичная, упорядоченная. В картинах чётко отделены пространственные планы:
первый план — равнина, второй — гигантские деревья, третий — горы, небо или
морская гладь. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась
система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана
преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на
третьем — холодные, и прежде всего голубой. Но художник был убеждён, что цвет
— это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не
должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично
организованной композиции. В результате рождался образ идеального мира,
устроенного согласно высшим законам разума.
У Никола Пуссена было немного учеников, но он фактически
создал современную ему школу живописи. Творчество этого мастера стало
вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников
последующих столетий.
Клод Лоррен (1600—1682) был современником Пуссена. Настоящее
имя художника — Клод Желле, а прозвище Лоррен он получил по названию места
своего рождения — провинции Лотарингия {франц. Lorraine). Ещё ребёнком он
попал в Италию, где и начал обучаться живописи. Большую часть жизни художник
провёл в Риме, откуда иногда ненадолго возвращался на родину.
Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции
XVII в.
было редкостью. Его полотна воплощают те же идеи и
композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей
тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой. Лоррена интересовали
игра тонов, изображение воздуха и света на холсте.
Художник тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному
освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов
вдали. Фигуры персонажей на переднем плане кажутся почти незаметными по
сравнению с эпически величавыми деревьями, горными склонами, морской гладью,
на которой нежными бликами играет свет. Именно Лоррена следует считать
основоположником традиций французского пейзажа.
Постепенно в живописи классицизма сложился комплекс норм,
которые художники должны были соблюдать неукоснительно. Нормы эти были
основаны на живописных традициях Пуссена.
Требовалось, чтобы сюжет картины содержал серьёзную
духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя.
Согласно теории классицизма, такой сюжет можно было найти только в истории,
мифологии или библейских текстах. Основными художественными ценностями
признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты.
Композиция картины
делилась на чёткие планы. Во всём, особенно в выборе
объёма и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на
античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов. Образование
художника должно было проходить в стенах академии. Затем он обязательно
совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля.
Таким образом, творческие методы превратились в жёсткую
систему правил, а процесс работы над картиной — в подражание. Не удивительно,
что мастерство живописцев классицизма начало падать, и во второй половине
XVII столетия во Франции не было уже ни одного значительного художника.
|