В начале XVII столетия основным центром развития живописи
во Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и её
главный город Нанси.
Когда было создано большинство произведений живописца из
Лотарингии Жоржа де Латура, неизвестно. Долгое время мастер был забыт, и
только в начале XX в. его открыли заново. В его творчестве можно выделить два
важных направления: жанровые сцены и картины на религиозные сюжеты.
Жанровые сцены Латура — живописные варианты одной и той же
темы: молодой, богато одетый человек становится жертвой бродячих гадалок или
карточных шулеров. В XVII в. этот сюжет впервые появился в творчестве
итальянского художника Микеланджело да Караваджо, а позднее обрёл
популярность во всей Европе. В картине «Шулер» (1630—1б40 гг.) Латур
использовал художественный приём Караваджо — противопоставление тёмного
пространства и потока яркого света. Фигуры героев, детали их одежды и скупой
интерьер выписаны тщательно и немного суховато. Действие построено на
молчаливой игре взглядов персонажей, внутреннем диалоге, который превращает
заурядное событие в мистическое и таинственное. В картине немало деталей со
скрытой символикой. Например, распустившаяся шнуровка в одежде шулера, перья
на шляпах — символы разгульной жизни, крупный жемчуг на шее женщины —
средневековый
символ супружеской измены. У юноши, которого обманывает
шулер, шнуровка затянута, но пышные перья на шляпе означают его склонность к
распущенности.
Картины Латура на религиозные темы весьма разнообразны по
содержанию. Мастер обращался как к текстам Ветхого и Нового Заветов, так и к
апокрифам. В апокрифической литературе художника интересовали прежде всего
эпизоды детства Богоматери и Христа. Такие картины на первый взгляд просты и
незатейливы: мальчик-Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом
(«Иосиф-плотник»); юная Мария стоит со свечой перед Своей матерью Анной,
читающей Ей книгу («Воспитание Богоматери»).
Традиции и образы Караваджо и в целом стиля барокко не
прижились на французской почве. Возможно, поэтому такие мастера, как Калло и Латур,
не нашли поддержки в современном им искусстве — нарождавшийся классицизм
предлагал свои ценности и художественные законы. |