В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за
освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся
почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. В XVI в.
активная военная политика, и прежде всего захват огромных территорий в
недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших европейских
монархий. Однако процветание длилось недолго — уже в конце столетия страна
переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI—XVII вв. она
утратила господство на море.
В культурном же развитии именно к XVII в. Испания достигла
наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и живописи. Поскольку
Испания обрела независимость и единство довольно поздно, создание национального
художественного стиля представлялось особенно важным. Для страны, не имевшей
прочно укоренившихся традиций, это было непросто.
Развитие испанской живописи и скульптуры осложнялось также
позицией Католической Церкви: инквизиция установила жёсткую цензуру в
отношении искусства. Однако, несмотря на целый ряд строгих ограничений,
испанские мастера работали практически во всех жанрах и охватили в своём
творчестве тот же круг тем, что и их современники из других стран Европы.
В архитектуре традиции средневекового европейского и
арабского зодчества (особенно в декоративном оформлении зданий) соединились с
влиянием итальянского Возрождения, а с XVII в. — барокко. В результате
испанская архитектура так до конца и не освободилась от эклектизма —
сочетания в одном произведении черт разных стилей. Гораздо ярче национальное
своеобразие проявилось в скульптуре, в частности в деревянной пластике. В
живописи сочетание европейского влияния и национальных особенностей оказалось
наиболее гармоничным и получило глубоко оригинальное воплощение.
Говоря о культуре Испании, необходимо отметить, что при
всём внимании к искусству со стороны королевского двора наиболее яркие
мастера работали всё же в провинции. Именно их творчество определяло главные
художественные направления того времени.
Инквизиция (от лат. inquisitio — «розыск») — в
Католической Церкви в ХIII-ХIХ вв. независимые от светской власти суды,
учреждённые для борьбы с ересями (религиозными течениями, отклонявшимися от
официальных положений Церкви).
АРХИТЕКТУРА
Испанская архитектура XVI в. во многом следовала
средневековым традициям. Сохранились и привычная планировка испанского дома
(его помещения чаще всего образовывали каре — четырёхугольник — вокруг
внутреннего двора), и беспорядочная городская застройка (регулярная
планировка появилась здесь позднее, чем в градостроительстве других стран
Европы). В то же время возник интерес к достижениям итальянского Возрождения.
Испанские архитекторы начали работать в Риме и других городах Италии, в свою
очередь итальянцы приезжали в Испанию.
Название платереско (исп. plateresco — «чеканный»,
«узорчатый») возникло в XVII в. и относится к испанским постройкам первой
половины XVI столетия, оформленным с ювелирной точностью и изысканностью.
Основные работы в стиле платереско — это светские сооружения: университеты,
больницы, частные дома. Церковная архитектура представлена главным образом
монастырями.
В новом стиле в Саламанке (Центральная Испания) было
сооружено здание университета (1529 г.), а образцом для многочисленных жилых
построек платереско в этом городе послужил дворец герцогов Монтеррей (1539
г., архитекторы Родриго Хиль де Онтаньон и брат Мартин из Сантьяго),
оставшийся незавершённым. Высокие стены, образующие в плане гигантское каре,
разделены на горизонтальные ярусы. Нижние почти ничем не заполнены, а в
верхнем расположена изящная арочная галерея, которая снизу воспринимается как
кружево. Над ней проходит карниз с богатым орнаментом — деталь в духе местных
средневековых традиций.
В Испании был особенно распространён тип храма, в плане
воспроизводящий церковь Иль-Джезу в Риме. Это базилика в форме латинского
креста (т. е. креста с одной вытянутой ветвью, ориентированной на запад) с
укороченным поперечным нефом и боковыми нефами, представляющими собой ряды
капелл (часовен). Именно такова, например, церковь монашеского ордена
иезуитов в Саламанке (середина XVII в.) архитектора Хуана Гомеса де Мора
(около 1580— 1648). Западный фасад церкви по бокам завершают две башни. Такая
композиция получила название «иезуитской», потому что она нередко применялась
в постройках этого могущественного монашеского ордена.
В соборе, который возвёл Алонсо Кано (1601 — 1667) в
Гранаде (1667 г.), господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали чётко
расчерчивают фасад на отдельные части, исчезло впечатление перетекания и
полного единства архитектурных форм, как в постройках барокко в Италии.
Давнее пристрастие к обильным украшениям восторжествовало
в архитектуре Испании на рубеже XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в
творчестве семейства Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито
Чурригера (1665—1725). Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как,
например, ратуша в Саламанке (1729—1733 гг.). Фантазия авторов проявилась в
оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями.
Архитектурный стиль X. Чурригеры и его последователей получил название
чурригереск.
В здании приюта в Мадриде (1722—1799 гг.), построенном в
этом стиле Педро де Риберой (около 1683—1742), сочетаются чистые белые стены
и богато украшенный вход-портал. Множество мелких скульптурных элементов
создают эффект резьбы по дереву. В более поздней постройке — соборе города
Сантьяго-де-Компостела (1738— 1747 гг.) — архитектор Фернандо Касас де Нувоа
(? — около 1751) использовал столь обильное убранство в западном фасаде, что
совершенно преобразил традиционную двухбашенную композицию. Верхние ярусы
башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели
архитектурными произведениями.
СКУЛЬПТУРА
Испанская скульптура XVII столетия не достигла таких
вершин, как живопись, хотя была самым распространённым видом искусства. В
соборах высились огромные многоярусные алтари — ретабло. Они походили на
древнерусские иконостасы, только вместо живописных икон состояли из множества
деревянных скульптурных изображений.
Очень распространены были скульптурные группы, называемые
«пасос» (исп. «шаги», «движение», «шествие»), которые представляли библейские
сцены (их носили по городу во время частых религиозных
празднеств). Пасос тоже делали из дерева и раскрашивали,
на фигуры надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к их головам
приклеивали волосы.
В отличие от итальянских скульпторов, стремившихся
воплотить в своих произведениях прежде всего идею, создать обобщённый образ,
испанские мастера добивались правдоподобия: их интересовали частности,
детали, внешность конкретного человека или подробности события. Натурализм в
испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью
барокко.
Выдающимся испанским скульптором первой половины XVII в.
был Грегорио Эрнандес (около 1576— 1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616
г.) смерть Иисуса Христа изображена с безжалостным натурализмом: мастер
показал складки кожи и обвисшие мышцы хрупкого, измождённого тела. Эрнандес
расположил фигуру Христа слева направо по восходящей линии, чтобы
привлечь внимание зрителя к смысловому центру произведения
— Богоматери. Её страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой
руки — к зрителю.
Наиболее интересный из испанских мастеров второй половины
XVII в. Педро да Мена (1628—1688), работавший в Гранаде, в своих зрелых
работах сохранял приверженность жёсткому натурализму. В фигуре Святого
Франциска он подчеркнул и грубость монашеского балахона, и предельную степень
физического истощения, и даже такую деталь, как выбитые зубы. Но всё это
сочетается с обострённой эмоциональностью в передаче духовного состояния.
Святой запечатлён в момент молитвенного экстаза — (один из самых любимых
сюжетов Педро да Мены). Подобное соединение низкого и высокого,
натуралистических подробностей физического облика и возвышенного, мощного
духа человека очень характерно как для скульптуры, так и для живописи Испании
XVII в.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ ПРАДО В
МАДРИДЕ
Основу собрания Прадо составили коллекции трёх испанских
королей из династии Габсбургов.
Карл I (1516—1556 гг.), он же император Священной Римской
империи Карл V, был тонким ценителем прекрасного. Он приобрёл произведения
живописцев итальянского Возрождения — «Портрет кардинала» Рафаэля и многие
работы своего любимого мастера Тициана.
Король Филипп I, сын и преемник Карла I, продолжал
покровительствовать Тициану, а также коллекционировал старонидерландскую
живопись: картины Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга.
Филипп II был поклонником Иеронима Босха: его спальню украшал триптих «Сад
наслаждений». Королевское собрание хранилось во дворце Эскориал и было
открыто для ограниченного круга посетителей.
Придворным живописцем короля Филиппа IV (1621 — 1665 гг.)
был Диего Веласкес, и почти все его полотна стали достоянием дворцовой
коллекции. Кроме того, Веласкес помогал Филиппу IV выбирать произведения
искусства. В Италии он приобрёл полотна Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано.
При распродаже картин короля Англии Карла I, казнённого во время революции
XVII в., в коллекцию попали «Успение Богоматери» итальянского живописца
Андреа Мантеньи и «Автопортрет» немецкого художника Альбрехта Дюрера.
Многочисленные заказы для испанского двора выполнял Питер Пауэл Рубенс — в
мадридском собрании прекрасно представлено позднее творчество фламандского
мастера. Все Габсбурги мало интересовались национальным испанским искусством,
однако последний представитель династии приобрёл картину «Мученичество
Святого Варфоломея» кисти Хусепе де Риберы. В 1655 г. Филипп IV завешал
частные художественные коллекции испанских королей государству: отныне их
нельзя было дарить, продавать или вывозить за границу.
В начале XVIII в. на испанском престоле утвердилась
династия Бурбонов. Вкусы двора изменились. Король Филипп V (1700-—1724 гг.)
пополнил придворную коллекцию картинами Никола Пуссена и других французских
художников. Во второй половине столетия просвещённый монарх Карл III
(1759—1788 гг.) решил создать в Мадриде публичный музей. В 1785 г. для него
был выделен участок в парке Прадо. Крупнейший испанский архитектор того
времени Хуан де Вильянуэва (1739—1811) разработал проект музейного здания. Но
смерть Карла III, наполеоновское вторжение и гражданская война прервали
строительство, и оно возобновилось лишь в 1814 г.
Новый музей открылся в 1819 г. (строительство продолжалось
до 1830 г.). Для него отобрали картины, прежде украшавшие интерьеры дворца.
Сюда не попали полотна с изображением обнажённых фигур. Их даже хотели
уничтожить, однако этому помешал первый директор Прадо Хосе Габриэль де
Сильва Базан, маркиз де Санта-Круз. «Неприличные» творения Дюрера, Тициана и
Рубенса спрятали от глаз зрителей в стенах Академии Сан-Фернандо
(художественной академии в Мадриде), а с 1826 г. они стали понемногу
возвращаться в коллекцию Прадо. Так, «Маха обнажённая» кисти испанского
художника Франсиско Гойи «вышла из заточения» лишь в 1901 г.
В 30—40-е гг. XIX в. в Испании было закрыто большинство
монастырей. Лучшие картины из них значительно пополнили собрание старой
испанской живописи в Прадо. В 1868 г. испанская королева Изабелла II была
изгнана из страны. На прощание она подарила музею «Снятие с креста» ван дер
Вейдена, «Сад наслаждений» Босха, картины Гойи. После этого музей Прадо
перешёл из дворцового ведомства в собственность города Мадрида.
Музей организовал ряд крупных выставок в начале XX в. В
1928 г. одна из них познакомила широкую публику с творчеством Франсиско Гойи.
Сейчас в Прадо более трёх тысяч картин. Это прежде всего
работы испанских мастеров XII—XIX вв.: тридцать пять полотен Эль Греко,
пятьдесят — Веласкеса, более ста — Гойи. Богато представлены другие
европейские школы XIV—XVIII вв.: итальянская (Рафаэль, Тициан, Веронезе,
Тинторетто), нидерландская (Босх), фламандская (Рубенс, Антонис ван Дейк),
французская (Пуссен). Собрание скульптуры Прадо насчитывает триста шестьдесят
четыре произведения, главным образом античных. Отдел графики содержит около
четырёх тысяч рисунков, значительная часть из них — Гойи.
Мадридская галерея славится отличным состоянием своих
экспонатов. Сухой и тёплый испанский климат позволяет хранить живопись в
идеальных условиях, которые в других странах достигаются лишь с помощью
специального музейного оборудования.
ЖИВОПИСЬ
До второй половины XVI в. Испания была художественной
провинцией, её живопись известна в основном по работам слабых подражателей
мастерам эпохи Возрождения. Большинство испанских художников настороженно (а
порой и неприязненно) воспринимали античное наследие, считая его чуждой
языческой культурой, которая ничему не может научить христианского мастера.
Деятельность испанских живописцев жёстко контролировалась инквизицией
(например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в изображениях
Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги). Тем не менее
почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI — XVII вв. Не
случайно этот период называют золотым веком испанской живописи.
|