В XVIII в. масштабы
строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства
были охвачены экономическим кризисом.
Архитектор Филиппо Ювара (1678—1736) выполнял заказы в Португалии
и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы над проектом королевского
дворца). Однако лучшие его постройки находятся в Турине (на северо-западе
Италии). Прежде всего это величественные и одновременно очень гармоничные
монастырь и церковь Суперга (1715—1731 гг.), расположенные на высоком холме и
определяющие облик города. В плане храм напоминает древнеримский Пантеон:
центрическое здание с монументальным портиком увенчано куполом.
В 1718 г. Ювара пристроил к средневековому замку в центре
Турина дополнительный корпус, который получил название палаццо (дворца) Мадама
(1718—1720 гг.). Большую часть его занимает огромный вестибюль с двумя
широкими лестницами. Декоративное оформление выполнено с тонким вкусом, а
лестницы придают всему сооружению монументальность.
Наиболее крупная работа Ювары — королевский охотничий
замок Ступиниджи близ Турина (1729— 1734 гг.). К центральной части мощного
дворцово-паркового комплекса — двухъярусному овальному залу с куполом — ведёт
ряд дворов с узкими аллеями. Позади зала расположен парк.
В Риме в XVIII в. строили не так много и оригинально, как
раньше. В ансамбле знаменитого фонтана Треви и палаццо Поли (1732 —1762)
гг., архитектор Никколо Сальви, скульпторы Пьетро Браччи и Джованни Баттиста Маини)
большие размеры архитектурных деталей и скульптурного убранства производят
впечатление не монументальности, а скорее громоздкости. В этом комплексе уже
нет изящества лучших памятников барокко.
И всё же в римской архитектуре позднего барокко появилось
подлинно прекрасное сооружение — это великолепная лестница на площади Испании
(1721 — 1725 гг., архитекторы Алессандро Спекки и Франческо де Санктис).
Мастера должны были соединить пространство небольшой площади Испании с храмом
Санта-Тринита деи Монти, расположенным на высоком холме. Лестница,
окаймлённая балюстрадой, сначала описывает овал перед фасадом храма и стоящим
у входа обелиском, затем, словно река, разделяется на два «рукава», вновь
сливается и, наконец, расширяется перед пространством площади. По широким и
низким ступенькам очень удобно подниматься и спускаться. Эта лестница
зрительно увеличивает размеры площади и помогает почувствовать, как хорош
строгий фасад церкви.
Во второй трети XVIII столетия в итальянскую архитектуру
постепенно проникают веяния неоклассицизма. Это можно увидеть в облике
реконструированной раннехристианской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме
(1735 г., архитектор Алессандро Галилеи), возведённой ещё в IV в. при жизни
императора Константина Великого. В интерьере обновлённой базилики преобладают
черты позднего барокко — роскошь и помпезность. А в фасаде воплотилось
стремление к упорядоченным, гармоничным и строгим формам. Лёгкая и изящная
скульптура в стиле барокко венчает верхнюю балюстраду. Такое завершение
делает Сан-Джованни ин Латерано похожей на собор Святого Петра — два римских
храма словно вступают в диалог.
Черты зарождающегося неоклассицизма видны и в обновлённом
фасаде базилики V в. Санта-Мария Маджоре (1734—1750 гг., архитектор Фердинандо
Фуга), хотя изобилие скульптуры и лепного убранства напоминает о традициях
барокко.
Раскопки в Помпеях и Геркулануме и издание в 1764 г. в
Риме капитального труда «История искусства древности» немецкого теоретика
искусства Иоганна Иоахима Винкельмана окончательно склонили зодчих на
сторону неоклассицизма.
Самым интересным примером этого стиля можно считать
величественный королевский замок Казерта под Неаполем (1752— 1774 гг.). Его
сооружали два талантливых архитектора — Луиджи Ванвителли (1700—1773) и его
ученик Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Монументальное убранство парадных
залов, напоминающее театральные декорации, парк с огромным водным каскадом и
фонтанами характерны для барокко. Однако планировка дворца в форме каре
(четырёхугольника) с несколькими внутренними дворами, строгое оформление
фасадов работы Пьермарини полностью отвечают духу неоклассицизма. |