В середине
XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская
война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр
II (1855—1881 гг.) осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие
реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно
обсуждались возможные пути развития страны.
Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы.
Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно
тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель —
«руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улучшения в
национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобы их искусство было
связано с решением социальных проблем.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура
переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к
архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует
определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому действительно смелых
идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.
Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения в
исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать
оригинальный стиль. Но на практике элементы разных стилей смешивались в одном
здании. Такое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал
тогда в архитектуре.
Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные
дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки,
пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию
украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные
решения.
Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к
древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или
воспроизводящие в камне резьбу по дереву. Этот стиль, получивший название неорусского,
поддерживали и правительство, и передовая художественная интеллигенция. В нём
отразились важнейшие идеи времени — историзм и патриотизм.
Архитектура этой эпохи во многом определила облик
современных городов. Тогда были построены церковь Воскресения на Крови в
Петербурге (1883—1907 гг., архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический
(1875—1883 гг., архитектор В. О. Шервуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896;
1903—1907 гг., архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В.
И. Ерамешанцев), Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—
1893 гг., архитектор Н. А. Померанцев) в Москве, здания
вокзалов в ряде городов, Театр оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг.,
архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Оперный театр в Киеве (архитектор В.
А. Шрётер).
Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к
сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности.
Их работы изобиловали подробностями — это особенно касалось монументальной
скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом
Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896).
Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, она увенчана царской
державой
и по-своему очень выразительна. Однако её трудно оценить
по достоинству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы
олицетворяют русскую государственность — от Рюрика (согласно летописной легенде,
начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде,
основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в
котором аллегорические персонажи чередуются с фигурами политических деятелей,
святых, полководцев, писателей, художников.
Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от
монументальности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском
бульваре в Москве (1880 г.) работы Александра Михайловича Опекушина
(1838—1923). Памятник относительно невелик; перед зрителем произведение, не
рассчитанное на широкое пространство, скорее камерное, чем монументальное.
Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако
скульптору удалось передать момент вдохновения, которое делает скромный облик
Пушкина возвышенным и прекрасным. |