В 1947 г.
была создана Академия художеств СССР, и к 50-м гг. в области изобразительного
искусства утвердилась жёсткая учебно-производственная система. Будущий
художник должен был пройти ряд обязательных этапов: художественную школу,
училище или институт. Своё обучение он, как правило, заканчивал большой
тематической картиной и затем становился членом Союза художников,
периодически представляя на официальные выставки новые работы. Государство
являлось главным заказчиком и покупателем этих произведений.
В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг.
утвердился «суровый стиль». Название, придуманное критиками, относилось
прежде всего к работам художников из молодёжной секции Московского отделения
Союза художников (МОСХ), обратившихся к традициям отечественной живописи 20-х
гг. Это было обусловлено социально-политическими причинами: после
разоблачения культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам
революционной эпохи, не искажённым сталинским правлением.
Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала
жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе.
Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику
трудовых будней». В «Наших буднях» (I960 г.) Павла Фёдоровича Никонова
(1930—1998) и «Плотогонах» (1961 г.) Николая Ивановича Андронова (родился в
1929 г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат
большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей
на плакат или гравюру.
Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом
тематической картине обратились к «низким» в академической иерархии жанрам —
портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные, интимные произведения не
представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их
художники просто занимались живописью.
В 60-х гг. начался новый важный этап в истории
отечественной куль-
туры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов,
художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») —
формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству,
идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен «шестидесятничества»
проявился в «неформальной» деятельности: «самиздате», авторской песне,
полуофициальных выставках и т. п.
Важным источником художественной информации стали выставки
современного западного искусства, проведённые в Москве в конце 50-х — начале
60-х гг. в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957 г.) и после
него. В залах московского Государственного музея изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина и ленинградского Эрмитажа открылись постоянные экспозиции
французской живописи рубежа XIX—XX вв. обеих сторон — не только властями, но
и самими художниками. Для многих «неформалов» он послужил началом карьеры на
Западе. Спустя некоторое время после выставки «нонконформисты» ушли «в
подполье»: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в
клубах и кафе, а также в научно-исследовательских институтах. Некоторые
художники нашли покровителей и покупателей в среде научно-технической
интеллигенции.
Следующим крупным выступлением «нонконформистов» стала
выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.), которую городские
власти в присутствии иностранных журналистов разогнали с помощью бульдозеров
(она вошла в историю как «Бульдозерная выставка»). Событие получило
международную огласку, и спустя две недели уже с разрешения властей в
Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор в
официальных экспозициях, в частности на выставках, проходивших в Москве на
Малой Грузинской улице с 1974 г. до середины 80-х гг., допускалось большее
разнообразие тем, традиций, манер исполнения.
В 70—80-х гг. среди «нонконформистов» всё более
популярными становились формы авангардного искусства, такие, как акции, хэппенинги,
перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя
как носителя идеи. Произведения стали частью (реквизитом) театрализованного
действа или иллюстрацией к художественной программе.
В 80—90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному.
Возникли частные галереи (М. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие
«нетрадиционные» формы искусства. Сегодня произведения мастеров самых разных
направлений можно видеть на крупнейших экспозициях, включая выставки в Государственной
Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина.
|